Методика / 08.03.2016 /
Дети, которых мы воспитываем и обучаем, живут и развиваются в культуре, отличной от условий нашего детства. В последние несколько десятилетий произошли существенные изменения в социальных условиях и в связанных с ними потребностях молодых людей. Школа и семья должны помочь детям справиться с возникающими задачами в стремительно развивающемся мире. Чтобы быть успешным в школе и в жизни, дети должны не только освоить учебную программу, но также научиться быть ответственным, проявлять заботу, уметь справляться с возникающими трудностями, уметь управлять и использовать эмоции, знать, как сохранять здоровье. Обладая подобными навыками, дети смогут реализовать свой потенциал, найти интересное занятие, которое станет их профессией и внести вклад в развитие страны и общества. В последнее время наблюдается растущий интерес к социально – эмоциональному обучению детей (Elias et al., 2003).
В мире укрепляется позиция образования: школы двадцать первого века должны предлагать нечто большее, чем только академическое образование для развития у детей успеха в школе и в жизни.
Социально-эмоциональное обучение базируется на теории развития эмоционального интеллекта. В образовании и воспитании эмоциональный интеллект учитывает сложное взаимодействие эмоций и познания, запоминания и понимания в процессе обучения.
Социально-эмоциональное обучение – это процесс, с помощью которого дети и взрослые получают и эффективно применяют знания и навыки, необходимые для понимания и управления эмоциями, ставят и достигают позитивные цели, ощущают и проявляют эмпатию к другим, устанавливают и поддерживают положительные взаимоотношения и принимают ответственные решения.
Обладая такими навыками, молодые люди более вероятно, будут принимать здравые и ответственные решения, основанные на доброте и заботе. Кроме того, они будут избегать поведения, которое влечет негативные последствия, такое как насилие, наркомания (Elias et al., 1997; Greenberg et al., 2003).
Развитие социальных и эмоциональных навыков, похоже на другие аспекты академического образования тем, что первоначальные знания развиваются со временем, дети становятся способными решать все более сложные задачи общения со сверстниками и взрослыми. Этот результат лучше всего достигается путем постоянного, систематического и скоординированного осуществления социального и эмоционального обучения в семье и в школе, начиная с подготовительного класса (или раньше – с детского сада) и продолжая в средней школе.
Обучение – это не просто познавательный процесс. Напротив, обучение тесно связано с социальными и эмоциональными потребностями учеников.
Современные исследования показали:
Социально-эмоциональное обучение развивает потенциал детей. Вместо того, чтобы давать детям определенный набор предпочитаемых атрибутов поведения, лучшим способом формирования потенциала ребенка может быть преподавание эмоциональной грамотности, развитие социальной компетентности и ответственного поведения.
Соответствующее поведение проявляется в результате лучшего понимания учениками себя и окружающих и реализации дружественных отношений в классе и ближайшем окружении каждого ученика.
По мнению М. Брэкетта, директора центра развития эмоционального интеллекта Йельского университета: » Поколение детей, выросшее в среде «эмоционально-интеллектуальной культуры», которые получают новые знания наиболее творческим способом, может сделать мир более приятным для жизни местом.»
Татьяна Киселева — PhD, руководитель проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка Международного центра КТК
«Эмоционально — социальное образование — практика применения» — практический курс Да́виде Антоньяцца (Davide Antognazza), эксперта в области социально-эмоционального образования и развития эмоционального интеллекта детей
<< Назад