Наука / 20.05.2016 /

Нейронаука: что происходит, когда ребенка унижает учитель

травля

Мы никогда не позволим учителю или тренеру совершить физическое или сексуальное насилие над своим ребенком. Но почему же тогда мы ничего не делаем с травлей? Вот три основные причины, почему травля со стороны учителей бывает безнаказанной:

1. Следы сексуального и физического насилия остаются на теле. Также эти виды насилия включены в уголовный кодекс, и система правоохранения серьезно относится к ним. Поэтому и родители воспринимают эти виды насилия серьезно. Однако эмоциональное насилие никак не отражено в законе, и некоторые путают его с «мотивацией» – особенно если рассматривать образовательную систему.

2. Травлю сложно обнаружить, когда она ее источником являются учителя – ее можно принять за повышенное внимание и требование безупречности. Родители доверяют авторитетным учителям, которые заявляют, что лучше всех знают потребности детей.

3. Психиатрические и психологические исследования в большинстве своем основаны на опросах, эмоциях и живом опыте. Они не могут предоставить фактического доказательства наносимого ущерба.

Как и почему это происходит

В поддержку психологических и психиатрических исследований, новые исследования найропсихологов подтверждают, что эмоциональное насилие наносит человеку вред. Магнитно-резонансная томография позволяет увидеть на снимках ущерб, наносимый мозгу человека. Синяки рассасываются, кости срастаются, но эмоциональное насилие оставляет на мозге шрамы, которые нельзя залечить.

Большая часть нейропсихологических исследований посвящена травле со стороны сверстников: детей в детском саду или школе или взрослых на рабочем месте. Однако травля основывается на неравных силах, а максимальное неравенство представлено в ситуации «взрослый-ребенок», особенно «учитель-ученик» или «тренер-ученик». То есть максимальный ущерб могут нанести взрослые, которые контролируют ребенка сейчас и в будущем. Мы всегда просим детей говорить учителю, если начинается травля со стороны одноклассников. Но мы также должны просить их говорить своим родителям, если начинается травля со стороны учителя или тренера (хотя это и случается редко).

Это непросто. Когда ребенок сообщает, что его травит учитель, родитель находится в растерянности – учитель ведь контролирует его ребенка. Если сообщить о нанесении ущерба, он может стать еще более жестким. Необходимо формировать систему надзора, если мы хотим, чтобы дети и родители могли открыто заявлять о случаях травли со стороны учителей. Если родители и учителя будут понимать, насколько серьезные и необратимые изменения в мозге может вызвать травля, то принятие официальных мер наказания за травлю детей со стороны учителей не будет казаться странным или чрезмерным. Как и с физическим и сексуальным насилием, меры наказания всего лишь будут мощным сдерживающим фактором. Также это обусловит создание системы поддержки и дополнительного обучения учителей до возвращения на работу с детьми.

По материалам Dr. Jennifer Fraser

Читать другие статьи из раздела «Наука»

Что купить

Мастерская развития эмоционального интеллекта

<< Назад