Наука / 26.04.2016 /

Психология развития: дружба для детей важнее справедливости

дружба

Даже маленькие дети делятся вещами с другими. В многочисленных исследованиях детские психологи пытались определить факторы, которые влияют на принятие решение поделиться с другим, а также отследить характер изменения этих решений с возрастом. Однако результаты исследований мало согласовывались друг с другом.

Одни связывали желание поделиться с моральными взглядами ребенка, другие считали, что это один из способов улучшить свой социальный статус. Профессор Мюнхенского университета им Людвига-Максимилиана Маркус Паулус провел ряд экспериментов для подтверждения двух гипотез. Результат разочарует тех, кто считает детей добродетельными от рождения: дети предпочитают поделиться предметом с другом, у которого уже есть такой же предмет, чем с менее знакомым ребенком, у которого такого предмета нет.

Значимость дружбы

Некоторые факторы, влияющие на желание детей поделиться с другими, уже определены. Желание поделиться зависит от того, имеет ли другой какой-либо предмет, является ли он другом и проявлял ли он в прошлом щедрость. Но какие факторы являются решающими? Маркус Паулус провел ряд экспериментов с дошкольниками: дети должны были поделиться яркими стикерами. Участники экспериментов были разделены на две возрастные группы – 3-4 года и 5-6 лет, поскольку дошкольный возраст является самым важным для процесса социализации ребенка.

Каждого ребенка попросили назвать одного друга и одного ребенка, с которым ему не нравится играть (не-друг). Затем каждый участник должен был нарисовать этих двух детей и поделить распределить стикеры между этими детьми (изображениями). У друга (изображения) уже было 100 стикеров, а у не-друга только три. «Целью эксперимента было выяснить, на чем основано решение ребенка поделиться – на отношении с другим или наличии у него таких же предметов», – объяснил Паулус. – «Результаты выявили четкую склонность делиться с другом (в обеих возрастных группах)».

В другом эксперименте вместо не-друга участники представляли незнакомого ребенка. Друг также изначально имел больше стикеров, чем незнакомец. В этом сценарии друзья также получали больше стикеров, чем незнакомцы. Интересно, что незнакомцы получали больше стикеров, чем не-друзья в предыдущем эксперименте.

«Дошкольники более щедры к незнакомцам, чем к детям, которые им не нравятся. Причем в старшей группе эта склонность более выражена. Это показывает, что значимость социальных отношений возрастает по мере взросления детей», – подвел итог Паулус.

Читать другие статьи из раздела «Наука»

Что купить

Мастерская развития эмоционального интеллекта

<< Назад