Практика / 18.04.2016 /

20 принципов общения с детьми

к статье_18.04.

Американская психологическая ассоциация в 2015 году опубликовала отчет, в котором приведены 20 наиболее важных психологических концепций для педагогов. Эти концепции имеют практическое значение для учителей начальной и средней школы. «Психологическая наука может оказать серьезную поддержку образовательной среде», – говорит Джоан Лукариелло, PhD, одна из авторов отчета. – «Учеба тесно связана с социальными и поведенческими факторами развития, включая мышление, мотивацию, социальные взаимодействия и общение».

Принципы разбиты на пять психологических областей:

• Как дети думают и учатся?

• Что мотивирует учеников?

• Почему социальный контекст, межличностные отношения и эмоциональное здоровье важны для обучения?

• Как наиболее эффективно управлять классом?

• Как учителя могут оценить прогресс учеников?

Например, одна из самых важных идей в отчете – зависимость мотивации и результатов учеников от ожиданий учителя. В основном ожидания учителей основаны на предыдущих результатах учеников, и часто эти ожидания оправдываются. Однако в некоторых случаях, если учитель выражает заниженные ожидания (вербально или невербально), это может отрицательно повлиять на прогресс ученика. Поэтому учителям рекомендуется поддерживать высокий уровень ожиданий ко всем ученикам и регулярно проверять, не зависит ли их отношение к ученику от ожиданий.

«Психология – это неотъемлемая часть обучения, но студенты педагогических факультетов часто не получают должной психологической подготовки», – говорит Лукариелло. – «В основном студенты изучают один или два курса по психологии, которые к тому же оторваны от практики. Поэтому у педагогов не хватает практических знаний по психологии».

Важно отметить, что этим принципам должны следовать и родители, поскольку вне школы поведение и успехи детей также зависят от отношения к ним взрослых.

20 принципов общения с детьми:

1. Представления и заблуждения детей об интеллекте и способностях влияют на их когнитивное развитие и обучение.

2. На учебу ребенка влияют те знания, которыми он уже обладает.

3. Когнитивное развитие ребенка и учеба не ограничены общими этапами развития.

4. Обучение чаще всего бывает контекстным. Дети не могут сразу обобщать и применять знания в другом контексте, им требуется помощь.

5. Для попадания теоретической информации в долгосрочную память ее надо подкрепить практикой.

6. Для усвоения материала детям нужна своевременная и понятная обратная связь.

7. Самоконтроль помогает детям учиться, а навыкам управления своими эмоциями и поведением детей можно научить.

8. Креативность можно развивать!

9. Дети учатся и ведут себя лучше, когда ими руководит внутренняя мотивация, а не внешняя.

10. Дети глубже вовлечены в сложные задачи и лучше воспринимают информацию, если они стремятся овладеть новым навыком, а не продемонстрировать достаточность уже имеющихся навыков для решения какой-либо задачи.

11. Ожидания взрослого, которые он демонстрирует ребенку, влияют на способности ребенка, мотивацию и успешность.

12. Цели должны быть краткосрочными, конкретными и не слишком сложными для ребенка. Долгосрочные цели, сформулированные общими словами и выходящие за рамки актуальных возможностей ребенка, только снижают мотивацию.

13. Обучение связано со множеством социальных контекстов.

14. Межличностные отношения и общение важны и для процесса обучения, и для социально-эмоционального развития детей.

15. Эмоциональное благополучие влияет на развитие ребенка, процесс обучения и успешность.

16. Поведением в классе (группе) можно управлять, если установить принципы поведения и научить детей конструктивно общаться друг с другом.

17. Как сделать класс дружным и спокойным? 1) Покажите детям, что Вы ожидаете от них этого. 2) Поощряйте положительные взаимоотношения. 3) Поддерживайте детей.

18. И промежуточные, и итоговые оценки важны и полезны, но они требуют разных подходов и интерпретации.

19. Навыки, знания и способности детей лучше всего оценивать с помощью валидных и надежных методик.

20. Нельзя использовать тест для измерения какого-либо навыка, не являющегося целевым для этого теста, (даже если этот навык близок к тематике теста).

По материалам «TOP 20 PRINCIPLES from psychology for PreK-12 teaching and learning», Coalition for Psychology in Schools and Education

Многие из этих принципов реализуются в программах социально-эмоционального обучения. Узнать больше о социально-эмоциональном обучении можно будет 22 и 23 апреля на двухдневном курсе профессора Университета прикладных наук Швейцарии Давиде Антоньяцца.

Читать другие статьи из раздела «Практика»

Что купить

Мастерская развития эмоционального интеллекта

<< Назад