Практика / 14.04.2016 /

Школа без травли

Lovely Anime Kids Playing Holi Wallpaper_3

После многих лет традиционной борьбы с травлей директор одной из школ Нью-Йорка создала для своей школы собственные подходы к установлению атмосферы доверия и заботы. Она пояснила, что «это было не из-за инцидентов с травлей, а просто как средство улучшения школьной культуры».

Чтобы дети сближались друг с другом и учились справляться с конфликтными ситуациями, учителя собирают их в «кружки поддержки», где каждый имеет возможность быть услышанным и выслушать других. «Кружки поддержки» популярны не только среди детей, но и на родительских собраниях. Основа «кружков поддержки» — еженедельные консультационные сессии для взрослых, на которых обсуждаются способы улучшения эмоционального и социального благополучия детей.

Директор школы не отслеживает уровень травли, но очевидно, что дети учатся адекватно выражать свое согласие и несогласие с мнением других. Некоторые ребята, которые раньше не любили ходить в школу из-за травли, теперь любят школу. Те, кто раньше отличался плохим поведением, теперь ведут себя приемлемо. «Практики укрепления отношений не избавляют нас от вопросов дисциплины», — продолжает директор школы. Они помогают в другом: например, дети, с которыми другие не хотят общаться, имеют возможность узнать, что они делали не так и почему это важно. «Эти практики готовят детей к жизни за пределами школы», – говорит она. Подход к травле как к акту разрушения общих ценностей, а не недостатку человека подталкивает детей к осознанию своей неправоты. Обычно после этого дети извиняются и стараются компенсировать нанесенный ущерб. «Травлю нельзя принимать как данность, и дети должны не только нести ответственность, но и понимать, как и что они сделали неправильно», — говорит Джеймс Диллон, автор книги «Предотвращаем травлю и укрепляем школьный коллектив».

Модель укрепления отношений, когда дети принимают на себя ответственность и находят способы восстановления дружбы, помогает им сделать важные выводы для жизни и сформировать моральные ценности. «Наказание только усугубляет ситуацию», – говорит Дана Бойд, автор книги «Все сложно: социальная жизнь подростков в сети». – «Надо начинать с эмпатии. Почему ребенок причиняет вред другим детям?» Школьная политика отсутствия толерантности к ребенку, который ведет себя плохо, имеет противоположный эффект тому, для чего она вводится: исследование показало, что в таких школах отсутствует атмосфера поддержки, больше детей ведут себя плохо, чаще исключают учеников. Наказания без обсуждения приводят к тому, что наказанный ребенок запомнит «несправедливое» наказание, а не вред, который он кому-либо причинил.

Когда дело доходит до социальных сетей, глупые перебранки детей становятся сущим наказанием для руководителей школ. Но обычные способы борьбы с травлей, включая разнообразные собрания, лекции и дисциплинарные наказания, почему-то не оказывают должного эффекта.

«Текущие правила и подход на основе наказаний, который используется в большинстве школ, не работают в сфере травли», – говорит Нэнси Уиллард, директор школы. – «И конечно, эти средства не могут быть эффективными при борьбе с травлей в соцсетях, потому что школы не устанавливают правила для соцсетей». Что же могут сделать школы для снижения уровня травли среди учеников в школе и в интернете? На основе исследований и опыта школ, некоторые эксперты говорят о новых путях борьбы с проблемой травли.

Формирование правильной культуры

«Конечно, проще всего думать, что проблема в характере ребенка или неправильном воспитании», — говорит Диллон. На самом деле, чтобы снизить уровень агрессии среди детей, руководители должны начать со школьного климата, в котором не будет места травле. Школы с авторитарным и иерархическим строем учат детей, что надо следовать правилам, установленным взрослыми и более сильными. При таком строе травля процветает. Более правильный подход – говорить с учениками о том, что важно для коллектива. Когда взрослые стараются влиять на детей, а не контролировать их, то это вызывает больше доверия и уважения среди детей.

Вовлечение влиятельных детей в создание новой культуры

Социологи Бетси Леви Пэлук, Хана Шеферд и Питер Аронау в 2012-2013 учебном году провели исследование, в котором было задействовано 24191 ученик средней школы. Результаты показали, что вовлечение общительных детей с большим количеством социальных связей благотворно влияло на изменение школьной культуры. Когда такие дети участвовали в пропаганде против травли, уровень конфликтов в школе снижался на статистически значимую величину. Интересно: чтобы выявить таких детей, нужно спрашивать их сверстников, а не учителей.

Внедрение программ социально-эмоционального обучения для учеников и учителей

«Чего в школах сейчас недостает, так это внимания к эмоциональному аспекту образования», – говорит Дженис Тобен, которая в течение 27 лет учила детей, как управлять своими эмоциями и справляться с конфликтами, а теперь обучает учителей. – «Мы предлагаем учителям участвовать в формировании социальной и эмоциональной сферы ребенка, потому что учеба является социальным и эмоциональным процессом». Школа может способствовать сближению детей и научить учителей задавать детям рефлективные вопросы, уделять внимание личным или социальным открытиям детей. Если дети делятся друг с другом такими открытиями, то у них формируется эмпатия и развиваются эмоциональные навыки; они узнают новые слова для выражения эмоций и могут более точно выражать свои чувства и адекватно реагировать на травлю в соцсетях, что приводит к ее исчезновению и формированию здоровых отношений между детьми.

Исключение моделирования травли со стороны учителей и руководителей школы

Если дети видят, как один взрослый в школе плохо обращается с другим, они воспринимают такое поведение как образец вне зависимости от того, что им говорят. Еще более грубая ошибка – притеснение детей со стороны учителей: насмешка над спортивным, но не самым умным ребенком, или унижение перед классом дети воспринимают как сообщение: «Грубость и жестокость – это нормальный способ общения».

По материалам Linda Flanagan

Узнать больше о социально-эмоциональном обучении можно будет 22 и 23 апреля на двухдневном курсе профессора Университета прикладных наук Швейцарии Давиде Антоньяцца.

Читать другие статьи из раздела «Практика»

Что купить

Мастерская развития эмоционального интеллекта

<< Назад