Наука / 16.08.2016 /

Эмоции: хорошо или плохо. Часть 2

images

В первой части статьи речь шла о модели эмоций Плутчика и о том, что существует большой соблазн делить эмоции на «плохие» и «хорошие». Мы можем попытаться преодолеть эти оценочные суждения и называть эмоции приятными и неприятными, но такая категоризация так же имеет свои минусы. Например, когда мой сын бросает мне вызов, это приятно, потому что так я могу выразить свою злость. Когда мой папа умер, я чувствовал себя правильно (но неприятно), потому что мне было грустно.

Другой вариант категоризации: сужающие и расширяющие эмоции. Чувство усталости от проблем сужают наше внимание, как бы замедляя нас, чтобы снизить уровень риска. С другой стороны, некоторые чувства дают нам энергию, чтобы смотреть вперед и становиться более открытыми. Они заставляют нас рисковать. Я предпочитаю такую характеристику эмоций, потому что она не дают оценочных суждений об эмоциях. Однако я бы хотел пройти немного дальше.

В буддизме и некоторых других религиях существует понятие недуальности. Это понятие шире, чем «плохой» и «хороший» как противопоставление. Они могут рассматриваться как одно целое, но имеющее некий баланс. Лучше всего это представлено в символе инь-янь. На этом символе вселенная представлена в виде круга, имеющего две половины, но не разделенного. Черное и белое связаны – они один круг, имеющий разные стороны.

Можем ли мы использовать недуальную систему для эмоций?

Вместо того, чтобы характеризовать чувства как противоположности (хороший/плохой, приятный/неприятный, сужающие/расширяющие), есть ли способ рассмотреть их как связанное целое? Часто люди в моей профессии описывают эмоции как протяженное: линия от одной противоположности до другой, два конца одной числовой оси. У этого есть плюс, потому что мы начинаем оценивать их как часть целого, но это все еще дуалистическая система: на числовой оси есть положительные и отрицательные целые числа.

Давайте вернемся к злости: Вы чувствуете себя сердитыми, когда Вы хотите пойти куда-нибудь, на вашей дороге имеется какое-либо препятствие.

Таким образом, появление препятствия является причиной появления злости. Но что, если причиной является другое чувство, например, “желание пойти куда-нибудь”? Или ожидание похода куда-либо. В этом случае мы можем сказать, что злости не было бы, если бы не было ожидания похода куда-либо. Если Вы не хотите идти куда-нибудь, то Вы не станете злиться, если у Вас это сделать не получается! Другими словами, это не две отдельных вещи. Злость может существовать только в контексте желания или ожидания. Рассмотрим страх. Страх – сигнал о потенциальной угрозе – сигнал о том, что что-то, о чем Вы заботитесь, находится в опасности. Если Вы ни о чем не заботитесь, то Вы не будете чувствовать страх. Другими словами, страх и забота (может быть даже любовь) не вписываются в дуальную систему.

Печаль появляется, если Вы теряете кого-то или что-то, что имеет большое значение – значимые отношения или человека. Если у нас есть что-то, что для нас значимо и дорого, мы чувствуем радость. Наконец, отвращение – сигнал нарушения. Это означает, что правила нарушены, соглашения в опасности, системы и структуры отношений находятся в зоне риска. Ведь если бы мы не чувствовали надежности в этих правилах и системах, если бы они не обеспечивали нам чувство безопасности и баланса, то тогда бы нас не беспокоило, что они в опасности.

Действительно ли это противоположности?

Я доволен, что теперь мы рассматриваем чувства не как противоположности, а как целое. Например, есть темнота, а есть свет от огня, но между ними есть еще что-то, что мы упускаем. Я думал об этой проблеме в течение нескольких лет. Мне представилась возможность встретиться на конференции с Дэном Шапиро, преподавателем юриспруденции в Гарварде. Конференция была посвящена эмоциональному и духовному интеллекту в переговорах. Проблема заключалась в том, что сначала эмоции нужно идентифицировать, затем работать с этими эмоциями и, в конце концов, вплетать эмоции в переговоры. Как сказал сам Дэн: «Это сложно».

Таким образом, его задача состоит в том, чтобы не просто заметить эмоцию, а задаться вопросом: какая потребность стимулирует эмоцию? Существует небольшое количество этих потребностей, около пяти. Если тщательнее рассматривать эти базовые потребности, то, по мнению Дэна Шапиро, существует большая вероятность возникновения истинных переговоров.

Эмоции: это жестко!

Говоря о базовых потребностях, может показаться, что целый диапазон эмоций является ответной реакцией на удовлетворенную или неудовлетворенную потребность. Доказывая это предположение, Маршалл Розенберг и коллеги проверили прекрасную работу, иллюстрирующую подобную тенденцию. В своем выступление Шапиро рассказывал, как, следуя базовым потребностям, можно объяснить эмоциональную динамику переговоров. И тогда я задумался, можно ли взглянуть на недуальность эмоций через эту призму.

Желание злиться чаще всего связано с желанием повыситься, достигнуть какой-то цели. Становится ясно, что такие эмоции возникают на основе одной из базовых потребностей — потребность к достижению.

Когда мы чувствуем Доверие или Отвращение, это означает, что какие-то общественные нормы или правила становятся ненадежными и уязвимыми (эти правила могут быть даже внутри нас самих, и когда мы нарушаем наши собственные предписания, мы чувствуем отвращение к самим себе). Страх также сигнализирует о риске, однако он обычно не связывается с нормами и правилами, а с человеческим фактором. В то же время, доверие сигнализирует о безопасности. Таким образом, все эти эмоции завязываются на одной потребности — потребности в безопасности.

Эмоция Страха или чувство Любви могут возникнуть даже по отношению к неодушевленным предметам. Я подозреваю, что это больше связано с желанием быть полезным и нужным для других людей. Такая потребность называется потребностью в принадлежности. И наконец, ожидание Радости или Горя возникает при слишком большом разбросе потребностей. Поэтому я обратился к биологии Радости. Радость есть продукт опиатов, которые находятся в различных частях мозга, однако их большая концентрация находится в лобных долях. Это интересный момент, потому что мы сами понимаем, что может заставить нас радоваться, и понимаем, какое награждение можем получить.

Три заметки об эмоциях

Возможно, в повседневной жизни есть более важные потребности, чем те, которые мы разобрали. У всех у нас есть много разных «хочу», при этом все наши потребности и «хочу» связаны с большим спектром чувств. Но если стараться спуститься к наиболее простому уровню, становится легче понимать наши эмоции и, следовательно, управлять ими. Конечно, я не могу быть до конца уверен, какая эмоция соответствует какой потребности, однако есть три заметки, которые, я надеюсь, смогут помочь вам в дальнейшем:

1. Эмоции – это сигналы, которые выполняют определенные функции. Им нельзя повиноваться вслепую, но и игнорировать эти сигналы тоже нельзя.

2. Существует связь между нашими потребностям и эмоциями. Часто некоторые наши эмоции могут быть сигналом к тому, что мы нуждаемся в восполнении какой-либо потребности.

3. Несмотря на то, что чувства могут быть неудобными или подавляющими, старайтесь не оценивать эмоции. Не осуждайте себя или других людей, если испытываете какие-либо эмоции. Вместо этого задумайтесь о том, что эмоции это важная часть истории вашей жизни.

По материалам Joshua Freedman

Читать другие статьи из раздела «Наука»

Что купить

<< Назад