Методика / 08.03.2016 /

Социально — эмоциональное обучение

sel

Дети, которых мы воспитываем и обучаем, живут и развиваются в культуре, отличной от условий нашего детства. В последние несколько десятилетий произошли существенные изменения в социальных условиях и в связанных с ними потребностях молодых людей. Школа и семья должны помочь детям справиться с возникающими задачами в стремительно развивающемся мире. Чтобы быть успешным в школе и в жизни, дети должны не только освоить учебную программу, но также научиться быть ответственным, проявлять заботу, уметь справляться с возникающими трудностями, уметь управлять и использовать эмоции, знать, как сохранять здоровье. Обладая подобными навыками, дети смогут реализовать свой потенциал, найти интересное занятие, которое станет их профессией и внести вклад в развитие страны и общества. В последнее время наблюдается растущий интерес к социально – эмоциональному обучению детей (Elias et al., 2003).

В мире укрепляется позиция образования: школы двадцать первого века должны предлагать нечто большее, чем только академическое образование для развития у детей успеха в школе и в жизни.

Что такое социально — эмоциональное обучение?

Социально-эмоциональное обучение базируется на теории развития эмоционального интеллекта. В образовании и воспитании эмоциональный интеллект учитывает сложное взаимодействие эмоций и познания, запоминания и понимания в процессе обучения.

Социально-эмоциональное обучение – это процесс, с помощью которого дети и взрослые получают и эффективно применяют знания и навыки, необходимые для понимания и управления эмоциями, ставят и достигают позитивные цели, ощущают и проявляют эмпатию к другим, устанавливают и поддерживают положительные взаимоотношения и принимают ответственные решения.

  • Идентификация и понимание своих эмоций (понимание себя): способность точно определять свои собственные эмоции и мысли и их влияние на поведение. Это включает определение собственных сильных сторон и ограничений, обладание обоснованной уверенностью в себе.
  • Управление своими эмоциями и управление собой (самоуправление): способность эффективно регулировать свои собственные эмоции, мысли и поведение в различных ситуациях. Это включает управление стрессом, контроль импульсов, умение мотивировать себя и выстраивать последовательность действий в достижении личных и учебных целей.
  • Идентификация и понимание эмоций других людей (социальные навыки): способность понимать различия и проникаться чувствами др. людей из различных сообществ, с различным происхождением, культурами, понимать социальные и этические нормы поведения, ценить и применять ресурсы и поддержку семьи, школы и местного сообщества.
  • Навыки установления и поддержания взаимоотношений — управление своими эмоциями и эмоциями других людей: способность устанавливать и поддерживать здоровые, основанные на взаимной поддержке отношения с различными людьми и группами. Это включает активное слушание, сотрудничество, умение избегать негативное социальное влияние, навыки по конструктивному ведению диалога в конфликте и знания о том, как и когда оказать помощь при необходимости.
  • Ответственное принятие решений (навыки использования эмоций): способность принимать конструктивные решения, уважительно относиться у интересам других людей в контексте личного поведения и социальных взаимодействий. Совершать поступки с учетом этических стандартов, заботы о безопасности, социальных норм, реалистичной оценки последствий различных действий и благополучия себя самого и других.

Обладая такими навыками, молодые люди более вероятно, будут принимать здравые и ответственные решения, основанные на доброте и заботе. Кроме того, они будут избегать поведения, которое влечет негативные последствия, такое как насилие, наркомания (Elias et al., 1997; Greenberg et al., 2003).

Развитие социальных и эмоциональных навыков, похоже на другие аспекты академического образования тем, что первоначальные знания развиваются со временем, дети становятся способными решать все более сложные задачи общения со сверстниками и взрослыми. Этот результат лучше всего достигается путем постоянного, систематического и скоординированного осуществления социального и эмоционального обучения в семье и в школе, начиная с подготовительного класса (или раньше – с детского сада) и продолжая в средней школе.

Как социальное и эмоциональное обучение влияет на успех в учебе?

Обучение – это не просто познавательный процесс. Напротив, обучение тесно связано с социальными и эмоциональными потребностями учеников.

Современные исследования показали:

  • Наши эмоции управляют процессом распределения внимания, обучения и памяти (LeDoux, 2000).
  • Ученики отвлекаются на преодоление эмоций, которые мешают обучению, что может затруднить выполнение простых учебных заданий, таких как понимание объяснений учителя, выполнение заданий (Zins, Weissberg, Wang, & Walberg, 2004).
  • Социально-эмоциональное образование влияет на мотивационные, поведенческие аспекты деятельности и показатели академической успеваемости (Caprara, Barbaranelli, Pastorelli, Bandura, & Zimbardo, 2000; Zins et al., 2004).
  • Ученики, обучающиеся по программе социально-эмоционального обучения, значительно чаще посещают школу, с меньшей вероятностью привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушения правопорядка, и получают более высокие оценки. Умеют решать проблемы, преодолевать препятствия и принимать ответственные решения в учебе и в социальном взаимодействии (Hoagwood et al., 2007).
  • Социально-эмоциональное обучение влияет на когнитивные функции, такие как: управление эмоциями и планирование, которые являются результатом регуляции когнитивно-аффективной сферы префронтальной коры (Riggs, Greenberg, Kusche, & Pentz, 2006).

Социально-эмоциональное обучение развивает потенциал детей. Вместо того, чтобы давать детям определенный набор предпочитаемых атрибутов поведения, лучшим способом формирования потенциала ребенка может быть преподавание эмоциональной грамотности, развитие социальной компетентности и ответственного поведения.

Соответствующее поведение проявляется в результате лучшего понимания учениками себя и окружающих и реализации дружественных отношений в классе и ближайшем окружении каждого ученика.

По мнению М. Брэкетта, директора центра развития эмоционального интеллекта Йельского университета: » Поколение детей, выросшее в среде «эмоционально-интеллектуальной культуры», которые получают новые знания наиболее творческим способом, может сделать мир более приятным для жизни местом.»

Татьяна Киселева — PhD, руководитель проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка Международного центра КТК

«Эмоционально — социальное образование — практика применения» — практический курс Да́виде Антоньяцца (Davide Antognazza), эксперта в области социально-эмоционального образования и развития эмоционального интеллекта детей

<< Назад