Что почитать / 02.08.2016 /

Творческое образование и развитие социальной компетентности

креатив

Образовательные программы, направленные на развитие социальной компетентности, имеют множество плюсов.

Исследования показали, что высокий уровень социальной компетентности позитивно влияет на атмосферу в школах, а также на образовательную и эмоциональную сторону жизни школьников. Durlak и Weissberg провели исследование среди школьников, прошедших курс обучения социальной компетентности. Авторы получили следующие результаты:
• улучшилась академическая успеваемость: оценки повысились в среднем на 11% по сравнению с оценками учеников, которые не проходили курс обучени.
• улучшилось отношение к учебе и поведение: повысилась мотивация на учебу, усилилась приверженность к школе, увеличилось количество времени, посвящаемое учебе, улучшилось поведение в школе
• уменьшилось количество случаев плохого поведения: снизился количество случаев несоблюдения правил, проявления агрессии и дисциплинарных нарушений
• снижение эмоционального стресса: сократились случаи депрессии, тревоги, стресса у обучающихся.

Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) и организация CASEL выделили пять взаимосвязанных фактов, влияющих на эмоциональные, когнитивные и поведенческие аспекты жизни:
• Самосознание: способность точно распознавать свои эмоции и мысли, а также их влияние на поведение. В эту способность входят, например, точная оценка своих сильных и слабых сторон, а также уверенность в своих силах, умение справляться со стрессом и мотивировать себя на достижение высоких академических результатов
• Социальная осведомленность: умение сопереживать и понимать поведение людей из разных культур, имеющих различное воспитание и социальные нормы
• Навыки общения: способность выстраивать и поддерживать здоровые отношения с людьми или группами людей, которые этого заслуживают. Также это понятие включает в себя способность четко выражать свои мысли и умение слушать собеседника. Кроме того, важно уметь противостоять негативному социальному влиянию, конструктивно решать конфликты и уметь попросить и оказать помощь в случае необходимости.
• Ответственное принятие решений: Способность принимать конструктивные и разумные решения в сфере поведения и социальных взаимодействий на основе этических стандартов, соображений безопасности, социальных норм, реалистичной оценки последствий различных действий и благополучия — как собственного, так и других людей.

Творческое образование и обучение социальной компетентности

Творческое образование, направленное на развитие навыков, может способствовать развитию социальной компетентности.

Самосознание: Творчество во всех своих формах требует когнитивных, физических и эмоциональных навыков. Для того, чтобы получить эти навыки, человек должен точно осознавать свои сильны и слабые стороны. При этом оценка своих сторон должна совершаться в позитивном ключе и с верой в свои силы.

Примеры вопросов, которыми следует задаться, чтобы развивать в себе самосознание:
• Какие стратегии я использую, что осознавать свои эмоции, и каким образом эти эмоции влияют на мое поведение в процессе решения задачи?
• Какой вклад я могу внести в проект, используя свои сильные стороны?
• В чем заключаются мои слабые стороны, и чем я могу их восполнить?

Самоуправление (самоконтроль): Творчество, особенно творчество при создании чего-то нового, часто вынуждает уметь очень быстро принимать решения. Творцу необходимо уметь справляться с неудачами, извлекая из них свою выгоду. Примеры вопросов, которыми следует задаться, чтобы развивать в себе самоуправление:
• Какие средства я использую для развития и пересмотра моих целей в процессе творения чего-либо?
• Какие стратегии я использую, чтобы справляться с неудачами, которые случаются на протяжении создания моего проекта?

Социальная осведомленность: Ключевой момент социальной осведомленности — это эмпатия: умение слушать и понимать точку зрения других людей. Для большинства творческое мышление это колебание от творческого озарения к творческому образованию. Для многих проектировочное мышление (design thinking) неразрывно связано с творческим движением и обучением. Не всякое творчество – это попытка решить общественную или мировую проблему, но благодаря такому отношению могут появиться другие значимые проекты.

Творчество – это отличный способ вовлечения детей, но это лишь первый шаг навстречу еще большим переменам. В будущем образование не может сводиться к обучению студентов навыкам, чтобы заполнить рабочие места. Образование должно включать в себя обучением навыкам, которые создают рабочие места. Самое главное в инновациях – не технологии, а люди. Великие инноваторы должны глубоко понимать потребности людей и создавать технологии, которые нужны людям. Чтобы создать инновацию, нужны всего лишь эмпатия и эксперименты.

Примеры таких полезных инноваций:
1) 13-летний изобретатель принтера Брайля (принтер для незрячих) из конструктора лего
2) Всемирная сеть волонтеров, использующих 3D принтер для создания «Руки помощи» (3D принтер моделирует искусственные руки для детей, которые в этом нуждаются)

Примеры вопросов, оценивающих социальную осведомленность:
• Какие стратегии я использую для того, чтобы найти перспективы дальнейшего развития моего проекта среди пользователей?
• Отвечает ли мой проект нуждам различных слоев населения и потенциальных пользователей моего проекта?

Навыки общения: смысл заключается в том, что творческий процесс улучшается, когда люди работают над совместным проектом. Они помогают друг другу и делятся своими открытиями. Примеры вопросов для оценки своих навыков в отношениях с другими:
• Как я использую помощь других людей для развития моего проекта?
• Как я сотрудничаю со своими сверстниками?
• Прошу ли я помощи других, если мой проект находится на этапе кризиса?
• Как я делюсь своими идеями с другими?

Ответственное принятие решений: это понятие включает в себя принятие во внимание, как мои решения влияют на творчество: (1) как принятые решения влияют на мою безопасность и безопасность сверстников, (2) не ущемляю ли я своими действиями права других, и (3) решение принято с учетом всех последствий для себя и других.
• Что я делаю для того, чтобы я и мои сверстники чувствовали себя в безопасности на протяжении работы над моим проектом?
• Как я принимаю решения, которые опираются на мою креативность и креативность сверстников?
• Какие последствия моих решений могут выявляться на протяжении создания проекта?
• Какой опыт в прошлых проектах может повлиять на мои решения в нынешнем проекте?
• Принимаю ли я во внимание этические последствия моего проекта?

По материалам Jackie Gerstein

Что купить

Детские программы

<< Назад