Что почитать / 21.06.2016 /

Почему эмоции – основа обучения

эмоции

Учителя знают, что обучение не может быть постоянным и равномерным каждый день и каждую минуту. У всех нас бывают хорошие и плохие дни; иногда мы бываем возбужденными, вовлеченными, вдохновленными, а иногда – разочарованными, отвлеченными и апатичными; некоторые темы нам нравятся, а некоторые кажутся неинтересными. Все это влияет на то, как ученик воспринимает материал, а учитель объясняет; влияет даже на то, что ребенок знает в данный момент. То есть обучение – это динамический, социальный и зависимый от эмоционального состояния процесс, и эмоции влияют на то, как, что, когда и почему люди думают, помнят и воспринимают.

«Фундаментальную роль эмоций в обучении впервые я отметила на первой же моей работе в общеобразовательной школе. В школе было много детей разных национальностей, многие ребята были из сложных и малообеспеченных семей. Несмотря на то, что я была учителем биологии, мне было очень интересно, как их вопросы и объяснения отражают их социальные отношения (с одноклассниками, родными и учителями) и культурные ценности. Я была в восторге, но была не готова ко многому; однако после темы об эволюционном развитии человека в классе сильно изменились отношения между детьми разных национальностей и рас – мы тогда обсуждали естественный отбор и адаптацию и затрагивали вопрос цвета кожи. После этого урока ребята стали намного дружнее, и я отметила про себя, насколько изменились их представления и о собственной этнической среде,» — рассказывает учительница средних классов.

Почему дети воспринимают науку так эмоционально, почему принимают все на свой счет? И почему после подобных случаев интерес к науке у детей повышается?

Научное понимание влияния эмоций на мышление и обучение в последние годы сильно изменилось. В частности, революция в нейронауке, произошедшая за последние двадцать лет, позволила нам понять, что эмоции тесно связаны с обучением. Нейробиологически механизмы памяти. принятия решений и сложных мыслительных процессов практически невозможны без эмоциональной составляющей. В конце концов, в этом есть глубокий смысл: мозг потребляет очень много энергии, а эволюция не поддерживает трату энергии на неважные для нас вещи. То есть мы думаем о том, что для нас важно. Поэтому неудивительно, что ученики так серьезно и глубоко воспринимают биологию. Просто они понимают, что наука может помочь им разобраться в собственных актуальных проблемах.

Этот инсайт – о том, что мы думаем о важных для себя вещах – имеет большое значение для образование и педагогики. Он позволяет ответить на вопросы о том, как, когда и почему ученики учатся осознанно и внимательно (или просто механически заучивают факты и выполняют задания «для галочки» — а иногда не делают и этого).

Также возникает вопрос: как технологии, культура и социальные отношения формируют образовательный процесс, и как учителя могут понимать и управлять эмоциональным фоном в классе для продуктивного обучения. Можно предположить, что обучение в школе может быть глубоким, мотивированным, применимым к реальной жизни – но для этого необходимо создавать атмосферу эмоциональной включенности, заинтересованности, значимости.

По материалам Mary Helen Immordino-Yang

Что купить

Детские программы

<< Назад