Что почитать / 19.07.2016 /
Нам необходимы все наши эмоции для мышления, решения проблем и умения концентрировать своё внимание. Мы – нейробиологические проводники, поэтому, чтобы чему-то научиться, наши мысли должны быть сосредоточены, а эмоции должны быть сбалансированы. Эмоциональная регуляция нам очень нужна для запоминания, получения, передачи и добавления новой информации к тому, что мы уже знаем. Когда непрерывный поток негативных эмоций захватывает лобные доли нашего мозга, в его структуре происходят изменения, заставляющие наш организм находиться в обострённом состоянии стрессовой реакции, когда страх, гнев, тревога, разочарование и грусть завладевают нашими мыслями, логическим мышлением.
Нейропластичность и чувства
Нейропластичность – это способность мозга к перестройке, укреплению сообщения между нейронами, которая используется и тренируется при ослаблении связей между не использующимися или восстановленными клетками. Перестройка нашего мозга зависит от опыта – мы можем изменить синапсы или соединения, которые включают восприятие или поведение. Нейропластичность включает в себя рефрейминг или переоценку основных переживаний, событий или отношений так, что мы получаем совершенно другой результат. То, что мы воспринимаем и ожидаем – это мы и получаем! Мозг понимает и реагирует на восприятие, а не на реальность. Длительные негативные состояния мозга могут изменить особенности нейронов, являющихся основными в цепи восприятия. Нейропластичность – это лучшая новость из области неврологии за последние годы.
Мы уже неоднократно ссылались на мультфильм «Головоломка», который знакомит зрителей с базовыми эмоциями и позволяет понять, зачем они нужны. Мы уже знаем, что эмоции руководят нашим вниманием и восприятием. У нас формируются положительные или негативные воспоминания, зависящие от эмоциональной окраски, которую мы придаём событию или опыту. Мы предлагаем Вам ответить на вопросы, представленные ниже. Это не тест и не сессия психолога, но благодаря этим вопросам Вы сможете немножко больше узнать о себе и своих возможностях.
Вопросы для преподавателей
1. Какие воспоминания Вы могли бы создать с учениками в классе? Эти воспоминания могут быть эмоциональными, учебными или социальными, отражающими новые отношения или новый способ обучения.
2. Как мы можем создавать воспоминания, которые бы заряжали энергией, возбуждали любопытство и приносили бы радость нашим ученикам?
3. Рассказываете ли Вы ученикам что-нибудь о нейрофизиологии?
4. Понимают ли учащиеся, как стресс влияет на обучение, запоминание и усвоение материала?
5. Как мы могли бы начать урок или день с эмоциональной проверки? Какая «погода» в Вашей голове? Можем ли мы использовать ламинированные карточки с заметками о базовых эмоциях для младших школьников, а также других эмоциях для старших учеников?.
Вопросы для детей
Эти вопросы разработаны для поощрения обсуждений среди учеников, самоанализа и самосознания.
Вопросы про печаль:
1. Как ты справляешься с печалью?
2. Ты можешь использовать свою печаль, чтобы почувствовать себя лучше? Как?
3. Что бы произошло, если бы мы никогда не знали печали? Хорошо, что печаль внутри нас и не распространяется на окружающих, не выходит из-под контроля? Почему?
Страх и гнев могут защитить нас и мотивировать:
4. Когда страх был необходим в твоей жизни?
5. Как страх помог тебе?
6. Каков, на твой взгляд, идеальный объём страха?
7. Что происходит в нашем сознании, а также при решении проблем, когда в нас слишком много страха или грусти?
8. Как гнев проявляется в нашей голове?
9. Тебе когда-нибудь помогла злость?
10. Как ты обычно справляешься со своим гневом?
Отвращение помогает нам не быть отравленными физически и социально:
11. Как чувство отвращения помогло тебе?
12. Как выражение отвращения ранило твои отношения или переживания?
Радость – наш внутренний двигатель:
13. Всегда ли радость играет основную роль в нашей голове?
14. Как мы представляем радость в голове?
15. Что переполняет тебя радостью?
Представь, что у тебя совсем нет чувств.
16. На что была бы похожа жизнь, если бы у нас не было чувств?
17. Опиши два положительных изменения в жизни, если бы мы не имели чувств вообще.
18. Опиши два негативных изменения, которые могут произойти в жизни без чувств.
По материалам Dr. Lori Desautels
<< Назад