Практика / 16.08.2016 /

Уроки эмоционального интеллекта

себя

Есть в английском языке такой термин – “self-science”. На русский язык он переводится как «наука о себе». Но даже не все англоговорящие люди правильно понимают смысл этого термина. Вот история знакомства одного психолога с этим термином:

«Вообще-то я думала, что этот термин относится к научным изысканиям, связанным с телом человека, мозгом и здоровьем. Но оказалось, что он никак не связан с исследованиями динозавров, ДНК и даже физиологии. Оказалось, что «наука о себе» исследует наш внутренний мир, в котором мы живем каждую минуту. Практикующие «исследователи себя» уверены, что очень важно знать, кто мы и что мы. А еще важнее – понимать, что же с этим всем делать.

Однажды меня пригласили в школу, где «наука о себе» преподавалась как отдельный предмет. Я до сих пор помню, как назывался этот урок – «Страх в шляпе» (по аналогии с «кроликом в шляпе»).

Преподавательница, которую звали Карен, начала с определения понятия страха; она рассказала, что боялась темноты, и шестиклассники заулыбались, потому что они уже были слишком взрослыми для таких страхов. Потом Карен спросила учеников, чего еще можно бояться. Я предположила, что можно бояться змей, и несколько девочек хихикнули, но согласились со мной. Несколько мальчиков хмыкнули.

Одна девочка сказала, что боится жить с отцом и его новой женой. Тут же у нее на глазах предательски заблестели слезы. Затем Карен раздала листочки, на которых каждому было предложено записать свой страх, который хотелось бы побороть. Около трех минут в классе стояла тишина – только карандаши скрипели, записывая и зарисовывая страхи.

Потом Карен, как фокусник, достала откуда-то большой черный цилиндр (да-да, именно из такой шляпы фокусник и достает кролика во всех фильмах!) и попросила сложить туда листочки. Она сказала, что именно эта шляпа обладает могущественными свойствами (тут ребята закатили глаза), которые помогут им снизить уровень страха (обратите внимание, она не сказала, что поможет полностью избавиться от страха).

Карен попросила ребят вытаскивать карточки по одной. Для пущего веселья страхи сначала изображали в смешном виде, а потом все вместе придумывали способы снижения, контроля и подчинения страха.

Сосредоточимся на эмоциях

Поскольку дети вытягивали преимущественно не свои страхи, им было легко изобразить этот страх без дискомфорта и предложить минимум один способ справиться с ним.

Например, Артур прочитал вот такую бумажку: «Я боюсь того, что ночью по моей улице проезжают странные машины, и кто-то заходит в дом. Я живу в большом доме, вокруг которого на большой территории только деревья и кусты».

Другие ученики делились своими похожими историями и предположениями о то, как можно справиться с таким страхом. Кто-то предложил включать музыку, чтобы не было слышно, как скрипит и шуршит дом. Интересно, что именно то самое «боюсь темноты», над которым в самом начале ребята посмеялись, теперь внимательно и осторожно прорабатывалось.

Другой ученик посоветовал оставлять включенным ночник, чтобы после просыпания сразу видеть комнату. Третий мечтательно вздохнул, что «вот с собакой-то можно вообще ничего не бояться». Девочка из класса откликнулась на это, что действительно, ее собака такая преданная, что не позволит, чтобы случилось что-то плохое.

Было очень интересно наблюдать, как дрожь и стеснение, окутавшие в начале урока весь класс, постепенно превращаются в смех и улыбки. Кто-то даже предположил, что если тебе страшно ночью, можно рассказать себе анекдот – и сразу станет лучше!

Одна девочка рассказала, что у нее одной есть страхи, потому что старшая сестра сказала ей, что «пора уже вырасти». А вот теперь девочка точно знает, что на самом деле почти у каждого есть свой страх, и может даже бороться с ним несколькими способами.

Один очень мудрый ребенок тогда сказал: «Интересно, наши страхи уменьшились только потому, что мы о них поговорили?» Через много лет нейропсихологи подтвердили, что называние эмоций помогает снизить их интенсивность.

Урок закончился тем, что Карен подвела итоги и попросила двух или учеников рассказать на следующей встрече о своей борьбе со страхами.

Жаль, что я не смогла присутствовать на этом следующем занятии…»

По материалам Anabel Jensen

<< Назад