Практика / 21.06.2016 /

О любви и о школе

школа

У античных греков было несколько слов для обозначения разных видов любви – например, людус (игривая любовь), прагма (долгая любовь), агапе (всеобщая любовь). Шестнадцать веков назад Августин заявлял, что суть хорошей жизни – выбирать правильные вещи, которые ты будешь любить, и любить их правильно. Но за последние несколько столетий наши модели поведения лишились любви. Гоббс и другие философы считали, что общество развивается благодаря эгоизму. Философы эпохи Просвещения превозносили разум над чувствами. Современная социология построена на том, что мы корыстные и расчетливые существа. Эти философские взгляды нанесли существенный ущерб социальным отношениям в обществе, а особенно в сфере образования.

Образование – это одна из тех областей, где сердце неотделимо от головы. Если предполагается, что ученики должны достигать успеха, то они должны для начала иметь дом, где они чувствуют себя безопасно и комфортно, чтобы их чувства не были парализованы страхом и тревогой. Они должны уметь привязываться к людям, чтобы знать, как возникают глубокие отношения с родителями и учителями. Они должны купаться в любви, чтобы осознавать свою значимость, представлять свое будущее.

Даже в классе ключевой фактор – любовь между учителем и ребенком: желание учителя уделять время и внимание ребенку, заботиться о нем; желание ученика оправдать эту заботу и заслужить одобрение учителя. В течение многих лет в школах не думали об этом, потому что было много других социальных институтов, которые заботились о детях. Но в последнее время институты семьи и общества износились и обтрепались. И дети приходят в школу без необходимой эмоциональной защиты.

Вообще говоря, все это происходит из-за слишком сильного упора на академическую сторону образования. Но и академический прогресс не может быть сильным и стойким, пока не создана эмоциональная основа обучения. Школы, безусловно, стали лучше, но пропасть между бедными и богатыми такая же, как и 20 лет назад, потому что эмоциональная атмосфера стала намного хуже.

Благодаря множеству инициатив наконец-то удается привлечь внимание общественности к этому вопросу – к психическому и эмоциональному качеству школьного обучения. Пол Таф, автор книги «Как дети добиваются успеха», в своей новой книге задается вопросом о том, как можно развивать эмоциональные навыки ребенка. Таф отметил, что многие учителя, которые хотят формировать личность и характер ребенка, на самом деле ничего не делают для этого. Они учат детей играть в шахматы или пытаются заинтересовать наукой. Таф делает вывод о том, что такие навыки, как упорство и самообладание не являются навыками в том смысле, который мы привыкли вкладывать в слово «навыки» (такими как чтение) – это черты, которые формируются под влиянием среды.

Самая важная образовательная среда – та, которая окружает ребенка в первые пять лет, когда формируется эмоциональная сфера. Пропасть между богатыми и бедными появляется до пяти лет и остается до старшей школы. Именно поэтому дошкольному образованию надо уделять особое внимание. Важно обучать родителей тому, что некоторые из них делают интуитивно – дарить детям свое внимание и ждать от них ответного чувства; развивать эмпатию на дистанции – уметь услышать чувства ребенка по голосу и уметь успокоить его по телефону, например.

Таф приводит пример: ученые провели исследование, в рамках которого предлагали платить детям зато, чтобы они больше читали и лучше себя вели. Но для детей деньги не были мотивирующим фактором. В другом исследовании было показано, что учителя делятся на две категории – учителя из первой категории помогают детям получать хорошие оценки, а из второй – помогают полюбить школу. Учителя из первой категории считаются лучшими, но из второй – хотя они могут даже не осознавать своей ценности – создают для детей эмоциональную основу для будущей успешности.

Сейчас учителей призывают не только преподавать предметы, но и создавать культуру: культуру заботливой критики, чтобы ученики чувствовали себя любимыми, но развивались; культуру принадлежности, чтобы чувствительные дети знали, что их работу ценят. Учителя должны учить детей осознавать свои собственные чувства, как не зацикливаться на ошибках, как справляться с печалью и гневом, как выходить из сложных ситуаций.

Многие учителя понимают, что современные дети часто бывают эмоционально неустойчивы. Необходимо найти как можно больше способов обучения детей эмоциональной и социальной грамотности. Если мы хотим, чтобы наши дети были успешными и развивали науку, мы должны для начала создать эмоциональную основу для обучения.

Читать другие статьи из раздела «Практика»

Что купить

Детские программы

<< Назад