Практика / 08.05.2016 /

Можно ли научить детей уважению

уважение

Уважение к другим – залог успешного выстраивания отношений с другими, и если школы будут учить детей уважать других людей, это будет бесценно для их будущего.

Родители и работники сферы образования должны в первую очередь рассматривать следующие вопросы:

• Насколько широк круг «других», с которыми ученики должны иметь возможность играть, проводить время и от которых должны принимать конструктивную критику?

• Что могут сделать школы (учитывая, что уровень социального неравенства в обществе постепенно возрастает), чтобы расширять круг уважения у учеников?

• Что могут сделать школы, чтобы учить детей прислушиваться к другим и рассматривать разные точки зрения?

• Что могут сделать школы, чтобы дети меняли свои взгляды с учетом общечеловеческих ценностей?

Образовательные учреждения могут помочь минимум тремя способами: внедрять программы социально-эмоционального обучения; объединять в классах и школах детей из разных социальных слоев; обучать детей уделять больше внимания фактам и наблюдениям. Недавнее исследование показало, что привычка изучать факты и рассматривать нескольких мнений способствует развитию способности принимать решения – в отличие от привычки следовать четким инструкциям учителя (Zhang et al., 2015).

Безусловно, в этом направлении в последнее время предпринимаются важные шаги: все больше школ внедряют программы социально-эмоционального обучения. Социально-эмоциональные навыки включают самосознание, управление своими эмоциями и поведением, социальную компетентность, навыки общения и ответственное принятие решений. Исследования показали, что потраченные средства и время окупаются. Анализ влияния программ социально-эмоционального обучения, проведенный в 2011 году, показал, что такие программы улучшают академическую успеваемость, снижают агрессию и эмоциональный дистресс у учеников, повышают уровень помогающего поведения в школе, улучшают отношение к себе и другим (Durlak et al., 2011).

Однако есть и плохие новости: результаты исследований показали, что расовое и социо-экономическое неравенство все еще велико (Orfield et al., 2012). Политика распределения учеников по школам (Baker et al., 2014; Biddle et al., 2002), расселение людей по кварталам (Lens et al., 2016), наличие благотворительных школ (Rotberg, 2014) и отсутствие права участвовать в выборах поддерживают это неравенство.

Между тем, ученики школ, куда принимают детей из различных социо-экономических слоев и расовой принадлежности, лучше учатся, умеют устанавливать доверительные и дружеские отношения с представителями другой расы. Важно отметить, что при таких условиях не было выявлено ни одного признака отрицательного влияния ни на одну группу учеников. Кроме того, есть и долгосрочные преимущества таких смешанных школ: по мере взросления дети из таких школ становятся основой справедливого, многонационального, демократического общества (Mickelson, 2015).

По материалам Arthur Camins

Читать другие статьи из раздела «Практика»

Что купить

Мастерская развития эмоционального интеллекта

<< Назад