Практика / 16.05.2016 /

Дети помогают создать средство измерения социально-эмоциональных навыков

измерение

Стратегии социально-эмоционального обучения используются в том числе для повышения вовлеченности детей в учебу и улучшения академической успеваемости. Все больше исследований подтверждают, что навыки (такие как ответственное принятие решений и эмоциональная грамотность) позволяют детям лучше учиться и испытывать больше удовлетворения от посещения школы. Однако средств измерения эффективности социально-эмоционального обучения до сих пор не так много.

В одном из школьных округов в 2010 году был сформирован план по улучшению благосостояния растущего поколения. В рамках этого плана и были внедрены программы социально-эмоционального обучения. Однако сейчас, по прошествии нескольких лет, перед работниками образования встает вопрос: как можно точно определить прирост так называемых «мягких навыков»?

Результаты позволили бы сделать вывод о влиянии социально-эмоционального обучения на уровень успеваемости. Педагоги, которые считают внедрение программ социально-эмоционального обучения необходимым, на данном этапе хотели бы получить данные о том, насколько эти программы в действительности удовлетворяют нужды учеников. Уже существуют системы раннего выявления группы риска, которые позволяют выявить факторы риска формирования отклоняющегося поведения. Программы социально-эмоционального обучения позволяют детям из группы риска научиться вести себя согласно требованиям общества.

В 2014 году был проведен анализ, который показал, что дети из группы «высокого риска», но с развитыми социально-эмоциональными навыками могут достигнуть тех же высот, что и дети из группы низкого риска. Программы социально-эмоционального обучения для каждого возраста свои: дети из младшей и средней школы, например, играют в ролевые игры, обсуждают ситуации в классе, делают упражнения в парах. Более старшие дети изучают секреты здоровых межличностных отношений и о способах достижения целей. Взрослые в школах также осваивают новые навыки: как разрешить сложную ситуацию между учениками, как поговорить с хулиганом, не отправляя его к директору.

Но как узнать, работают ли эти стратегии? Сначала для анализа социально-эмоционального обучения применяли критерии оценки школьного климата, но затем стало понятно, что эти критерии не позволяют в полной мере оценить эффективность программ социально-эмоционального обучения. Детям предлагалось оценить по шкале от 1 до 5, сложно или просто для них вести себя тем или иным образом, например, делиться чем-то личным с одноклассником. Но дети на многие вопросы отвечали «очень просто», и исследователи пришли к выводу, что дети отвечают так по трем причинам: у них действительно развит этот навык; им скучно заполнять опросник; они не понимают сути вопроса.

Поэтому разработчики теста обратились напрямую к детям: были созданы фокус-группы, которые помогали сделать вопросы понятными и интересными. «Даже когда дети просто обсуждали отношения в классе, у нас появлялись новые идеи по поводу оформления вопросов», — говорит Лаура Дэвидсон, руководитель проекта.

Также для создания теста были привлечены учителя. В ходе проекта было сформулировано 150 пунктов, которые позволяют оценить компетентность учеников в пяти сферах: самосознание, управление собой, социальная компетентность, навыки общения и ответственное принятие решений. Из этих 150 пунктов было выделено 17 ключевых вопросов, которые планируется включить в будущие тестирования для детей. Высокие баллы по этим вопросам согласуются с развитыми академическими и социально-эмоциональными навыками.

Помимо того, что дети помогали создать удобное и надежное средство измерения социально-эмоциональных навыков, подобное вовлечение детей в серьезную «взрослую» деятельность способствует развитию у них ответственности и самосознания.

Читать другие статьи из раздела «Практика»

Что купить

Мастерская развития эмоционального интеллекта

<< Назад