Практика / 16.08.2016 /

10 способов развить доброту и эмпатию у детей

child

Некоторые дети обижали Бет на протяжении нескольких недель. Бет была милой, рассеянной и спокойной, поэтому она смирилась с этим. Некоторые из её одноклассников использовали социальные сети, чтобы назвать её толстой и глупой. Кроме этого каждый раз, проходя мимо её парты, они бросали ей на голову бумажки и обёртки. Будучи школьным психологом, я захотела помочь ей, но Бет никогда не отвечала обидчикам. Она переживала, что это может усугубить ситуацию, поэтому настаивала, что у неё всё хорошо.

Однако её одноклассница Дженна была сильно встревожена её поведением и поэтому сама написала мне список обидчиков Бет, попросив помочь девочке. Дженна – уверенная и популярная ученица – едва знала Бет, но не выносила жестокости. Её дискомфорт стал положительным моментом во всей этой ситуации. Такие дети как Дженна – редкость; не могу не вспомнить ещё одну похожую ситуацию, когда ученик просто отказался быть свидетелем, поэтому я знала, что изменить поведение детей будет очень трудно, а такие методы, как звонки домой или оставление провинившихся после уроков только временно смогут помочь девочке.

В связи с тем, что не все дети являются такими, как Дженна, нам потребуются стратегии, чтобы достучаться до остальных ребят. Никто не ставит своей целью обидеть недоброго ребёнка, но учить доброте очень важно с малых лет, когда дети, как губка, впитывают всё, что им говорят взрослые. С возрастом этот процесс будет более сложным. Не существует простой программы, которой нужно следовать, но родители и педагоги могут предпринять следующие действия, чтобы возвысить ребёнка, который выказывает приличие и доброту.

Запомните, что яблоко от яблони недалеко падает! Моделируйте сострадание по отношению к друзьям, знакомым и коллегам. Расходуя свою энергию на заботу о близких, мы учим детей предпочитать дружбу и положительные качества популярности. Дети, относящиеся к «альфа» группе, обычно страдают больше всех. Постоянное маневрирование для поддержания своего положения в социальной иерархии может привести к неуверенности, зависти, тревоге или конкуренции, которые способствуют развитию в них подлости. Дети, выполняющие роль взрослого, оказывающего помощь, и хорошего друга, как правило, будут вести себя соответственно.

Используйте реальность. Заурядное поведение наносит ущерб Вашему авторитету. Для доброты не требуется любовь или постоянная похвала, относящаяся ко всем окружающим людям. Чувства детей проверяются тогда, когда они начнут говорить о том, что кто-то совершил подлость. Воспользуйтесь такой возможностью, чтобы поговорить с ними о значении конкретного действия и напомните им, что иногда можно сделать неправильный выбор, но всё равно остаться хорошим человеком. Вам не нужно притворяться, говоря, что им следует дружить со всеми, но Вы можете научить их относиться к людям уважительно и вежливо, избегая ссор. Дружба циклична, ведь дети взрослеют и меняются. Способствуйте социальному росту детей, используя похвалу, когда они тактичны или ведут себя как альтруисты, даже если они переросли какие-то дружеские отношения и перешли к другим.

Остановите заражение. Любой, кто провёл время в токсичной среде, знает, что такое поведения, как сплетни, борьба за власть и негатив, быстро распространяются. Нахождение в плохом эмоциональном климате может изменить и индивидуальное поведение. Это важно, поэтому взрослые должны «задавать тон» общения для всех, включая детей. В целях установления позитивных социальных норм, школа и общественные лидеры должны понимать и ориентироваться на системные проблемы, которые могут включать неуверенность, тревогу или чувство беспомощности. Эти обученные взрослые могут определять катализаторы доброты, моделируя позитивное поведение и беря на себя роль приятеля по игре или нового ученика, приветствующего новых детей. Используя экскурсии, выездные семинары и совместные проекты, руководители также могут создать возможности выхода детей за пределы своих обычных социальных групп. Хорошие знания, комфорт и умение делиться опытом поможет развить культуру уважения и сотрудничества.

Учите состраданию через осознанность. Осознанность может улучшить продолжительность концентрации внимания и снять стресс, но сегодня учёные установили, что она также может способствовать сопереживанию. В исследовании, проведённом в Северо-Восточном университете, участники прошли восьминедельный курс медитации. Когда они позже столкнутся с возможностью отказаться от занимаемого положения в пользу другого человека, выражающего видимый физического дискомфорт, они значительно чаще будут склонны действовать милосердно. И когда в средней школе в бедном районе в Сан-Франциска этот курс стал читаться два раза в неделю, плохое поведение сократилось на 79%.

Исследуйте как реальность, так и вымышленный мир. Датчер Келтнер, профессор психологии из Калифорнийского университета в Беркли, отмечает, что нахождение на природе способствует «трепету чувств», необходимому для настоящего сочувствия. Вы также можете развивать детское сострадание, посылая детей в вымышленные вселенные. Когда дети читают книги и сопереживают героям, у них развивается способность представлять себя на месте других людей.

Будьте коучем, а не наводите страх. Чтобы научить детей рационально рассматривать последствия своих плохих действий, используйте логическое мышление. Келтнер отмечает, что простой разговор с детьми о том, что является правильным или неправильным, а также реагирование с использованием сильных эмоций или физического наказания порождает людей, которые вряд ли смогут облегчить чужую боль. Поощряя мыслительные дискуссии, Вы можете помочь детям научиться внимательно слушать и оценивать различные точки зрения.

Обратитесь к сообществу. Целенаправленное участие волонтера может расширить мировоззрение детей, научить их благодарности и развить своё осознание и понимание чужих трудностей. Размещение детей в незнакомых местах и неудобных ситуациях повышает их способность сопереживания всем, кто чувствует себя аутсайдером или тем, кто не может приобщиться к коллективу. Когда семьи и школы выбирают такой приоритет обучения, дети, скорее всего, станут альтруистами.

Говорите о важности разнообразия. Учите детей, что их жизнь обогащается, если они сталкиваются и дружат с людьми, принадлежащими к разным расовым, этническим и социально-экономическим группам, или которые испытывают сложности с обучением или физическими проблемами. Напоминайте детям, что каждый человек – это личность, поэтому разделять людей на низшие и высшие расы – бесчеловечно. Когда дети осознают и самостоятельно принимают решения, у них меньше шансов быть субъективными или предвзятыми. Стимулирование самопознания путём обмена личным опытом и помощью помогает детям понимать каждого отдельного человека.

Двигайтесь. Исследователи из Университета штата Мичиган, изучая учащихся средних школ, обнаружили, что те из детей, которые были физически активными и участвовали в командных видах спорта, набрали самый высокий уровень лидерских навыков и эмпатии. Такое упражнение также может оказывать и успокаивающее воздействие.

Развивайте умение заглаживать вину. Каждый делает ошибки, а дети в особенности, ведь они ещё учатся, и часто они сосредоточены на себе. Поощряйте детей вести себя доброжелательно и этически правильно, но и поясняйте те случаи, когда их усилия не увенчаются успехом. Объясняйте, что извинение имеет огромную силу, даже когда вред был причинён неумышленно.

В конце концов, Бет разрешила Дженне дать отпор детям, которые обижали её. Бет сопротивлялась вмешательству взрослого, и её инстинкты были верны. Сильный и уверенный подход Дженны остановил детей. Бет почувствовала себя комфортно, найдя поддержку союзника. Она также рассказала, что благородство и великодушие Дженны помогли ей научиться постоять за себя и других в будущем. Если подлость – это цунами, смывающее и подрывающее самооценку ребёнка, то доброта – это молекула воды, медленно стремящаяся наружу. Такая капля производит слабовыраженный эффект, но, проявляя упорство, она может стать силой, напоминающей течение, достаточно сильное, чтобы прорваться через сталь, свернуть горы или изменить нашу жизнь.

По материалам Филлис Л. Фейджелл

<< Назад