Наука / 06.04.2016 /

Почему важно развивать социально-эмоциональные навыки у детей

к статье_рус_без подписи

В школах в настоящее время учатся дети из разных культурных и социальных сред. Школы и другие институты социализации стараются создать различные формы мотивации для вовлечения детей в учебу, поощрения хорошего поведения и успеваемости. Программы социально-эмоционального обучения создают основу для безопасной и комфортной среды обучения, а также повышают вероятность успешности детей в учебе, карьере и жизни.

5 целей эффективной программы социально-эмоционального обучения

Исследования показали, что программы социально-эмоционального обучения не только повышают успеваемость (на 11%), но и формируют просоциальное поведение среди детей (характеризуемое добротой, эмпатией, желанием делиться с товарищами), улучшают их отношение к школе, снижают депрессию и стресс (Durlak et al., 2011). Эффективные программы социально-эмоционального обучения включают координацию школы, семьи и общества для формирования пяти ключевых навыков:

Самосознание

Самосознание включает понимание своих эмоций и чувств, осознание личных целей и ценностей. Развитое самосознание позволяет ребенку оценивать свои сильные стороны и направления развития, создавать позитивные установки и иметь устойчивое представление о собственной эффективности. Ребенок с развитым самосознанием умеет устанавливать связи между мыслями, чувствами и поступками.

Управление своими эмоциями и поступками

Управление своими чувствами и мыслями означает способность терпеливо ожидать вознаграждения, управлять стрессом, контролировать импульсы и выдерживать испытания для достижения личных и учебных целей.

Социальная компетентность

Социальная компетентность включает способность понимать и сочувствовать людям из другой культуры. Также сюда включено понимание социальных норм поведения и распознавание способов поддержки семьи, школы и общества.

Навыки общения

Навыки общения помогают детям устанавливать и поддерживать здоровые взаимоотношения, а также вести себя в соответствии с социальными нормами. Эти навыки включают способность адекватно выражать себя, умение слушать, сотрудничать, сопротивляться неприемлемому социальному давлению, конструктивно разрешать конфликты и просить о помощи, если это необходимо.

Ответственное принятие решений

Этот пункт включает способность принимать конструктивные решения в личностной сфере и в ситуациях социального взаимодействия. Ответственное принятие решений требует учитывать этические стандарты, аспекты безопасности, нормы поведения, а также оценивать последствия различных вариантов действий.

Дети практикуют социально-эмоциональные навыки в основном в школе. Эффективная программа социально-эмоционального обучения должна обладать четырьмя характеристиками (Durlak et al., 2010, 2011):

1. Последовательность: занятия должны быть последовательными, чтобы навыки развивались и закреплялись

2. Активность: активные формы обучения помогают детям совершенствовать навыки

3. Целенаправленность: акцент должен быть сделан на развитие личностных и социальных навыков

4. Четкость: целью обучения являются определенные социальные и эмоциональные навыки

Краткосрочные и долгосрочные результаты внедрения программ социально-эмоционального обучения

Ученики более успешны в школе и повседневной жизни, когда они

• Осознают свои чувства и могут управлять ими и своим поведением

• Умеют понять точку зрения другого и общаться с ним с учетом его мнения

• Умеют делать осознанный выбор

Эти социальные и эмоциональные навыки – результат краткосрочного действия программ социально-эмоционального обучения (Durlak et al., 2011; Farrington et al., 2012; Sklad et al., 2012). Другие результаты включают:

• Улучшение отношения к себе, другим, повышение самоэффективности, удовлетворенности, устойчивости, лояльности и принадлежности к школьному коллективу, понимание своих целей

• Положительное социальное поведение и улучшение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми

• Снижение количества поведенческих проблем

• Снижение уровня эмоционального стресса

• Улучшение оценок и посещаемости

В долгосрочной перспективе социально-эмоциональная компетентность повышает вероятность получения высшего образования, успеха в карьере, успешных и счастливых отношений в семье и на работе, длительного сохранения умственного здоровья; снижает вероятность вовлечения в преступную деятельность (Hawkins, Kosterman, Catalano, Hill & Abbott, 2008; Jones, Greenberg & Crowley, 2015).

По материалам Roger Weissberg

Узнать подробнее об эмоционально-интеллектуальной образовательной среде можно во время двухдневнего курса, который пройдет в Москве 22 и 23 апреля. Ведущий — Давиде Антоньяцца, профессор Университета прикладных наук Швейцарии.

Читать другие статьи из раздела «Наука»

Что купить

Мастерская развития эмоционального интеллекта

<< Назад