Наука / 29.03.2016 /

Нейронаука – от молекул к эмоциям

Зеркальные нейроны

Мозг человека содержит приблизительно 10 миллиардов нейронов, которые образуют 100 триллионов синапсов. Это самая сложная система на Земле, и ученые разгадывают все новые и новые загадки, связанные с мозгом.

Не так давно были открыты нейроанатомические основы механизма эмпатии. Зеркальные нейроны были впервые обнаружены командой исследователей под руководством Джакомо Ризолатти из Университета Пармы. Клетки активировались, когда обезьяны делали что-либо самостоятельно или когда наблюдали, когда другая обезьяна делает то же самое. Ученые спорят, включена ли система зеркальных нейронов в такие процессы, как понимание речи, понимание значения действий других людей и понимание мнения и состояния других людей.

Понимание речи

Система зеркальных нейронов, вероятно, играет некоторую роль в понимании речи других людей, но эта роль не первостепенна. Однако маловероятно, что зеркальные нейроны являются системой, полностью обеспечивающей понимание речи. Зеркальные нейроны могут помочь понять, что человек говорит в шумном помещении (то есть участвуют в механизме чтения по губам), но не более.

Понимание действий

Зеркальные нейроны считаются ключевым механизмом понимания действий других людей. Существует множество физических действий, которые мы не можем сделать сами, но все равно понимаем, как они выполняются. Однако данные нейровизуализации показывают, что при действиях, которые мы выполняем сами, зеркальные нейроны проявляют меньше активности. Таким образом, роль зеркальных нейронов в понимании действий должна быть подтверждена дальнейшими исследованиями.

Эмпатия

Зеркальные нейроны считаются основой механизма эмпатии. Недаром у аутистов, которые не понимают или плохо понимают других людей, наблюдается дисфункция зеркальных нейронов. Система зеркальных нейронов позволяет моделировать эмоциональное состояние другого человека и его ощущения посредством наблюдения. То есть благодаря наблюдению у человека воспроизводятся те же ощущения, что и у наблюдаемого.

По материалам Association of Psychological Science