Наука / 01.05.2016 /

Дети теряют социально-эмоциональные навыки за время летних каникул

camp

Даже в разгар контрольных и экзаменов в конце весны учителя уже начинают волноваться о том, насколько сильно ученики растеряют знания по предметам за лето. В английском языке даже есть выражение «summer melt», которое обозначает забывание учениками пройденного материала во время летних каникул. Этот феномен в сфере обучения изучается уже давно. Новое исследование показало, что социально-эмоциональные навыки также забываются за лето, если их не поддерживать.

Исследователи из Университета Чикаго и Северо-Западного университета изучили академическое и социально-эмоциональное развитие более 18000 детей, которые поступили в подготовительный класс начальной школы между 2010 и 2014 годами. Около четверти всех детей были из малообеспеченных семей. Ученые не только оценивали детей, но и проводили опросы среди родителей, учителей, администраторов и опекунов. Это позволило проанализировать прогресс детей в течение года – с начала обучения в подготовительном классе по начало первого класса.

Помимо навыков чтения (распознавания букв и слов) и арифметического мышления ученые также отслеживали четыре сферы социально-эмоционального развития:

• Подходы к учебе – навыки организации, внимательность и способность следовать указаниям;

• Межличностные навыки – способность делиться с другими и сотрудничать;

• Уровень интернализации проблем – социальная тревога или одиночество; и

• Уровень экстернализации проблем – агрессивность или импульсивность.

Уже на ранних этапах исследования было показано, что в течение летних каникул развитие математических навыков и навыков чтения значительно замедляется. Особенно явно эта закономерность проявлялась у детей, чьи матери обладали низким уровнем образованности. Ученые обнаружили, что в развитии межличностных навыков и подходов к учебе в летние месяцы также наблюдается регресс. Например, у ученика, обладавшего средними показателями в классе в конце учебного года, в течение каждого месяца каникул эти два показателя снижались на 7%. Стоит отметить, что показатели академических навыков снижались не так резко.

«Детям нужно постоянно повторять и развивать навыки, иначе они забываются», – говорит один из авторов исследования.

Уровень агрессивности практически не изменился за летние месяцы. А вот уровень интернализации проблем за летние месяцы значительно снизился – возможно, благодаря избавлению от школьного стресса и более тесному общению с друзьями.

В школах, где учились дети из благополучных семей, летний регресс академических и социально-эмоциональных навыков был одинаковым. Однако у детей из бедных семей регресс социально-эмоциональных навыков был значительно сильнее, чем регресс академических навыков. Эти результаты позволяют предположить, что дети из малообеспеченных семей и с необразованными родителями с течением времени будут все больше и больше отставать от своих благополучных сверстников по социальной адаптивности и некогнитивным навыкам.

Именно поэтому мы предлагаем инструменты по развитию эмоционального интеллекта ребенка и школы, и для семейного использования.

По материалам Sarah D. Sparks

Читать другие статьи из раздела «Наука»

Что купить

Мастерская развития эмоционального интеллекта

<< Назад