Наука / 13.02.2016 /
Как говорит Д. Карузо, проф. Йельского университета, соавтор научной концепции эмоционального интеллекта — «…Сейчас ответ на вопрос «Что такое Эмоциональный интеллект?» зависит от того, у кого Вы спрашиваете. Что мы наблюдаем… различные подходы, различные трактовки. Это привело к росту количества тренеров, психотерапевтов, консультантов и др., которые используют понятие эмоциональный интеллект в своей практике. Эмоциональный интеллект стал означать много разных вещей: уверенность в себе, коммуникационные навыки…
Научная концепция же рассматривает Эмоциональный интеллект — как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях; определять значение эмоций, их связи друг с другом; использовать эмоциональную информацию в качестве основы для эффективного мышления и принятия решений . Таким образом, эмоциональный интеллект похож на традиционный интеллект, с той единственной разницей, что поступающей информацией являются настроения и эмоции».
Понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence) ввели в научную терминологию Дж. Майер (профессор Нью-Гемпширского университета) и П. Саловей (ныне президент Йельского университета), опубликовав в 1990 г. совместную статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большей части научного сообщества, стала первой публикацией на эту тему. (Mayer J.D., Salovey P., 1990)
В начале 1990-х Д. Гоулман, который писал в качестве обозревателя для «New York Times» об исследованиях в области поведения, узнал о работе П. Саловея и Дж. Майера и это, в конечном счете, сподвигло его к созданию книги «Эмоциональный Интеллект».
Как утверждает К. Чернис в докладе, представленном на ежегодном собрании Общества по организационной психологии в Новом Орлеане 15 апреля 2000 года, начиная с публикации первой книги Д. Гоулмана на эту тему в 1995 г., эмоциональный интеллект стал одним из самых часто употребляемых слов в корпоративной Америке . (Cherniss С., 2000)
При этом, как отметил П. Саловэй в одном из интервью, после выхода книги Гоулмана «Эмоциональный интеллект» многие стали трактовать понятие по-своему, некоторые чересчур своеобразно». П. Саловей отмечает, что в своей методологи использует термин «эмоциональный интеллект» (ЭИ) в более узком и научном значении, чем в популярной книге «Эмоциональный интеллект» Д. Гоулмана. «В нашем понимании Эмоциональный интеллект – это четко определяемая и измеряемая способность, близкая к традиционным аспектам интеллекта
Когда это поле исследования стало популярным, определение эмоционального интеллекта изменилось. Д. Гоулмен (Goleman, 1995) в значительной степени приравнивал эмоциональный интеллект к «правильному» социальному поведению. Таким образом, в общественном мнении эмоциональный интеллект имел гораздо более широкое значение, чем то, которое было разработано в научной литературе. (Mayer, J.D, Salovey, P., Caruso, D.R., 2008)
Как писал в 1999 году Дж. Маейр: «…смысловое содержание понятия эмоциональный интеллект расширилось. Эмоциональный интеллект сейчас определяется дюжиной способов – обычно как набор личностных характеристик, таких как «мотивация, настойчивость, сердечность и социальные навыки.» Доктора П. Саловей, Д. Карузо и я считаем эти определения «смешанными моделями», потому что они смешивают друг с другом разные части личности. Но давайте будем честны по отношению к этим спискам характеристик. Они содержат характеристики, находящиеся за пределами того, что понимается под терминами «эмоция» или «интеллект» или тех выводов, которые можно делать на основе словосочетания «эмоциональный интеллект» (Mayer, 1999).
Четыре компонента эмоционального интеллекта были названы «ветвями» :
Представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию, чувствам и мыслям; определить эмоции других людей через произведения искусств, речь, звуки, внешний вид и поведение, точно выражать эмоции и потребности, связанные с данными чувствами; дифференцировать истинные и ложные выражения чувств.
Все испытывают эмоции. Сам мир вокруг нас общается и постоянно «шлет» нам эмоциональные сообщения с весьма ценной информацией. Осознание чувств и эмоций обеспечивает точную информация о мире вокруг. Важно делать это максимально точно, потому что чем более точно Вы можете прочесть эмоции в каждой конкретной ситуации, тем более адекватно Вы можете себя в ней повести. Нужно различать грусть и страх, злость и отвращение. И, кроме этого, понимать степень страха, злости или счастья.
Способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее, т. е. как эмоции входят в когнитивную систему и изменяют когниции. То есть, эмоции направляют внимание на важную информацию; помогают в рассуждениях и в «памяти на чувства». Смена настроения с оптимистического на пессимистическое также происходит под влиянием эмоций, а разные эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем.
Легко ли Вы меняетесь в своих чувствах? Можете чувствовать, что чувствуют другие люди и быть в одном с ними настроении? А успокоиться? А привлечь внимание других людей? И, наконец, следуют ли ваши мысли за чувствами?
Способность вызвать у себя или других определенную эмоцию изменяют стандартный путь мышления, помогают наблюдать вещи с разных точек зрения и в итоге становиться креативнее. То, как мы чувствуем, влияет на то, как мы думаем. Если грустим — видим мир одним образом, если счастливы — то воспринимаем те же самые события в ином ключе. Знание о том, какое настроение приводит к необходимым результатам, и возможность переключиться на «правильное настроение» — это и есть способность использовать эмоции для содействия мыслям. Как использовать эту способность? В общем, все просто — отслеживать эмоции, содержащие ценную информацию, и затем использовать их для решения поставленных задач.
Способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы, использовать эмоциональные знания. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой.
Понимание эмоций означает возможность думать о них правильно. И так же правильно, безошибочно соединять ситуацию с правильными эмоциями. И, разумеется, понимать, что в определенных ситуациях можно испытывать различные, иногда даже противоположные, эмоции.
Это рефлексивная регуляция эмоций, необходимая для эмоционального и интеллектуального развития, которая помогает оставаться открытым к позитивным и негативным чувствам; вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от информативности или пользы каждой конкретной эмоции. Осознавать эмоции, определять их ясность, типичность, целесообразность и т. д.; управлять своими и чужими эмоциями с помощью сдерживания негативных чувств и повышения положительных, без искажения содержащейся в них информации.
Управление эмоциями помогает разрешить конфликт, «обрабатывать» эмоции, не будучи напуганы ими. Этот важный навык можно применять при работе или в отношениях с другими людьми, и при управлении своими собственными эмоциями для повышения качества жизни.
При таком подходе, открывается много любопытного. Чувствовать гнев, например, не обязательно плохо. На самом деле, именно гнев помогает нам преодолевать трудности, предвзятость и несправедливость. Гнев возникает, когда мы разочарованы, обмануты, или чувствуем, что нами воспользовались. Но гнев, сам по себе, может ослепить нас и заставить нас действовать отрицательным или антиобщественным способом. Понимая это, можно объединить мышления с эмоциями и найти наилучшее из возможных решений и принять самые эффективные меры. В итоге — добиться гораздо большего успеха. По мнению авторов концепции, эмоционально интеллектуальный человек должен постоянно справляться с состояниями эмоциональной нестабильности. Управление эмоциями подразумевает понимание развития отношений с другими людьми, что требует учета различных вариантов развития эмоций и их выбора. Регулирование эмоций должно быть пластичным.
Перечисленные способности иерархически организованны и объединяются в четыре «ветви». Такая иерархическая последовательность основывается на следующих рассуждениях:
Способность распознавать и выражать эмоции (первая «ветвь») является необходимой основой для порождения эмоций в целях решения конкретных задач (вторая «ветвь»). Эти две способности имеют процедурный характер. Они являются основой для декларативной способности к пониманию событий, предшествующих эмоциям и следующих за ними (третья «ветвь»). Все вышеописанные способности необходимы для внутренней регуляции собственных эмоциональных состояний и для успешных воздействий на внешнюю среду, приводящих к регуляции собственных и чужих эмоций (четвертая «ветвь»).
Источники:
Читать другие статьи из раздела «Наука»
Мастерская развития эмоционального интеллекта
<< Назад