Наука / 02.08.2016 /

Быть хорошим родителем: хорошо или плохо?

эмпатия

У детей с чуткими родителями есть несомненные преимущества: они реже подвержены депрессии, менее агрессивны, и сами более чуткие, чем другие дети. У таких родителей выше самооценка, потому что они лучше понимают чувства своих детей.
Но именно эта чуткость ослабляет их.

Команда исследователей из Северо-Западного университета изучала цену родительской эмпатии. Ученые выяснили, что дети в таких семьях более благополучны в эмоциональном и физическом плане, а вот клетки родителей подвержены слабому хроническому воспалению. Когда дети испытывают психологические страдания, иммунная система чутких родителей страдает.
В исследовании участвовало 247 пар родителей и их детей. Изучалось, как часто и в какой степени родители могут понять чувства своих детей и адекватно отреагировать на них. Также у испытуемых брали пробы крови. Чуткие родители и их дети чувствовали себя прекрасно в психологическом плане. У детей были снижены воспалительные процессы. А вот физическое состояние родителей, наоборот, было неблагоприятным: у них были обнаружены системные воспалительные процессы.

Почему так происходит? Эмпатия заставляет нас «отодвинуть» собственные чувства и сосредоточиться на состоянии другого человека, и такие усилия связаны с повышением стресса и воспалительных процессов. Чуткие родители также легко жертвуют своим здоровьем ради детей, отказываясь от сна, упражнений и другой деятельности, которая помогает снизить уровень стресса.

В семейной терапии часто делается акцент на том, как быть более чутким – ведь это полезно для детей! Но если эти эмоциональные усилия влекут за собой физический ущерб, родителям надо рассказывать и о том, как позаботиться о себе! Заботиться о своем физическом здоровье – это не эгоизм, это необходимо для того, чтобы у родителей и дальше были силы и возможность заботиться и помогать своим детям.

По материалам Corinne Purtill