Наука / 13.04.2016 /

Исследование: значение школьного климата в средних классах

maxresdefault

А Вам снятся кошмары о том, что Вы все еще учитесь в средней школе? Что делает именно среднюю школу настолько эмоционально неуютной? Что мы можем сделать, чтобы средняя школа стала более комфортным местом для детей? Новое исследование проливает свет на отношение детей к школе и учебе вообще – а также позволяет понять, почему программы социально-эмоционального обучения настолько эффективны для создания поддерживающей атмосферы в школе.

Исследование показало, что восприятие мира подростками (учениками средней школы) очень сильно отличается от восприятия учеников младшей школы. В рамках исследования был проведен мета-анализ 20 школ и более 6000 детей, заполнивших опросник оценки школьного климата.

Школьный климат считается основным фактором, влияющим на благополучие учеников, вовлеченность в учебу и успеваемость (Osher & Kendziora, 2010). Средние классы – это критический период для детей, когда значение школьного климата обостряется наиболее сильно(Hanson & Voight, 2014).

Задачей исследования было выявить факторы, которые важны для учеников в средней школе. Был проведен качественный и количественный анализ ответов школьников на вопросы о школьном климате и опыте межличностных отношений. Полученные результаты помогут в будущем создавать еще более эффективные программы социально-эмоционального обучения. Первые результаты показали, что необходимо привлекать детей к стратегическому планированию и разработке программ, а также создавать условия для выстраивания крепких отношений между учителями и учениками.

Вот некоторые результаты исследования:

1. Школьный климат на 53% обусловливает особенности обучения в средней школе.

2. Если в младшей школе 49% активно вовлечены в учебу, в средней школе дети вообще не попадают в категорию «увлеченные»: 47% «не вовлечены», 53% «нейтрально относятся к учебе».

3. Уровень доверия у детей в средней школе на 12,7% ниже, чем в младшей.

4. Ученики средней школы в основном обеспокоены УСПЕВАЕМОСТЬЮ и СОЦИАЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ, включая поиск «настоящей» дружбы и формирование положительных ролей.

5. Для учеников средней школы важно, чтобы УЧИТЕЛЯ ПОДДЕРЖИВАЛИ И БЫЛИ НАСТАВНИКАМИ (МЕНТОРАМИ).

6. Ученикам средней школы необходимо чувствовать ЗАБОТУ со стороны взрослых и сверстников, а также ощущать свою ВАЖНОСТЬ для школы.

Открытые вопросы позволили детям формулировать ответы наиболее точно. Большая часть комментариев была сделана по одной из шести тем: потребности детей в средней школе; учителя как наставники; дружба/включенность в коллектив; потребность принадлежности; взгляд на образование.

По материалам Dr. Susan Stillman

Узнать больше о социально-эмоциональном обучении можно будет 22 и 23 апреля на двухдневном курсе профессора Университета прикладных наук Швейцарии Давиде Антоньяцца.

Читать другие статьи из раздела «Наука»

Что купить

Мастерская развития эмоционального интеллекта

<< Назад