Методика / 13.02.2016 /
На сегодняшний день внимание к вопросу создания эмоционально – интеллектуальной среды и комплексного развития эмоционального интеллекта всех участников педагогического процесса в странах Европы и США неуклонно растет, так, например некоторые страны Европы (Швейцария) и штаты Америки на законодательном уровне сделали данное обучение частью школьных программ. Данные программы основаны на привитии эмоциональной грамотности, которая помогает детям качественно управлять своими эмоциями и использовать свои эмоции в решении не только образовательных, но жизненных задач.
Эмоционально – интеллектуальная образовательная среда помогает ребенку быть успешным в учебе, продуктивно разрешать конфликты, устанавливать общий язык со сверстниками, решать проблемы и многое другое. Основой данных навыков является развитие эмоционального интеллекта ребенка.
Понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence) ввели в научную терминологию профессора Нью-Гемпширского и Йельского университета Дж. Майер, П. Саловей и Д. Карузо. Эмоциональный интеллект — это четко определяемая и измеряемая способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.
Создание эмоционально – интеллектуальной образовательной среды не сводится к фрагментарным, единоразовым занятиям по развитию эмоционального интеллекта, это планомерное внедрение в образовательный и воспитательный процесс комплекса обучающих программ и практик развития эмоционального интеллекта, охватывающих всех участников данного процесса.
Данные программы лучше всего работают, когда родители и педагоги становятся партнерами, это значит, что образовательным учреждениям нужно не только развивать эмоциональный интеллект детей, но и обучать и педагогов и родителей тому, как себя вести так, чтобы улучшать общение, эмпатию, понимание своих эмоций, управление эмоциями, использование эмоций в принятии решений и решении задач; как создать для ребенка атмосферу заботы, уважения и вовлеченности, которая будет благоприятствовать его развитию в нужном направлении и в школе и дома.
Родители, преподаватели, воспитатели, руководители учебных и воспитательных учреждений, все играют важную роль в поддержке развития эмоционального интеллекта детей.
Эмоционально-интеллектуально грамотные дети отличаются от других. Они способны понимать чувства других людей, управлять своими эмоциональными реакциями, принимать взвешенные решения, в школе им легче общаться со сверстниками, они с интересом учатся, показывают более высокие академические результаты. Развитый эмоциональный интеллект позволит подрастающему поколению принимать решения и эффективно взаимодействовать в социуме на основе рационального использования иррациональных сигналов эмоциональной среды.
Длительное время считалось, что способность детей справляться со стрессами школьной жизни либо является врожденной особенностью темперамента, либо нарабатывается путем проб и ошибок в течение длительного времени, однако, по словам Д. Карузо, профессора Йельского университета, со-основателя научной концепции эмоционального интеллекта, многие дети так никогда и не развивают в себе этот важнейший навык.
Программы развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности развивают у ребенка способности направлять эмоции в нужное русло, например, «отрицательные» эмоции могут быть полезными для ребенка: гнев усиливает способность различать сильную и слабую аргументацию, а легкая грусть может помочь проанализировать и отредактировать письменные документы.
В результате исследований, проведенных в Йельском университете, в течении 2-х лет, на протяжении которых в школах внедрялась эмоционально – интеллектуальная образовательная среда, было выявлено улучшение эмоциональной атмосферы, эмоциональной поддержки, улучшение организационной работы и успеваемости учащихся, улучшение адаптации и пр. (Brackett et al., 2013)
Данные исследования подчеркивают также важный вклад обучения «эмоциональной грамотности», развития эмоционального интеллекта ребенка для эффективного обучения и жизнедеятельности ребенка и взрослого в дальнейшем.
Ученики, обладающие высоко развитым ЭИ:
Ученики с низким уровнем развития ЭИ:
Педагоги, которые обладают более развитым ЭИ:
Результаты исследования атмосферы образовательного процесса (после внедрения комплексных программ развития ЭИ):
Как отмечает проф. Д. Карузо, основатель концепции эмоционального интеллекта, в реализации программ развития эмоционального интеллекта важно контролировать качество процесса обучения, данные программы должны иметь четкую научную основу развития эмоционального интеллекта и тестироваться также жестко, как и новые лекарства в фармакологии.
Обладая такими навыками, молодые люди более вероятно, будут принимать здравые и ответственные решения, основанные на доброте и заботе. Кроме того, они будут избегать поведения, которое влечет негативные последствия, такое как насилие, наркомания (Greenberg et al., Brackett et al).
По мнению М. Брэкетта, директора центра развития эмоционального интеллекта Йельского Университета: «поколение детей, выросшее в здоровой эмоционально – интеллектуальной среде, которые получают новые знания наиболее конструктивным способом в нужное время, может сделать мир более приятным для жизни местом».
По материалам:
«Эмоционально — социальное образование — практика применения» — практический курс Да́виде Антоньяцца (Davide Antognazza), эксперта в области социально-эмоционального образования и развития эмоционального интеллекта детей
<< Назад