Методика / 13.02.2016 /

Эмоционально — интеллектуальная образовательная среда

На сегодняшний день внимание к вопросу создания эмоционально – интеллектуальной среды и комплексного развития эмоционального интеллекта всех участников педагогического процесса в странах Европы и США неуклонно растет, так, например некоторые страны Европы (Швейцария) и штаты Америки на законодательном уровне сделали данное обучение частью школьных программ. Данные программы основаны на привитии эмоциональной грамотности, которая помогает детям качественно управлять своими эмоциями и использовать свои эмоции в решении не только образовательных, но жизненных задач.

Эмоционально – интеллектуальная образовательная среда помогает ребенку быть успешным в учебе, продуктивно разрешать конфликты, устанавливать общий язык со сверстниками, решать проблемы и многое другое. Основой данных навыков является развитие эмоционального интеллекта ребенка.

Понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence) ввели в научную терминологию профессора Нью-Гемпширского и Йельского университета Дж. Майер, П. Саловей и Д. Карузо. Эмоциональный интеллект — это четко определяемая и измеряемая способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.

Создание эмоционально – интеллектуальной образовательной среды не сводится к фрагментарным, единоразовым занятиям по развитию эмоционального интеллекта, это планомерное внедрение в образовательный и воспитательный процесс комплекса обучающих программ и практик развития эмоционального интеллекта, охватывающих всех участников данного процесса.

Данные программы лучше всего работают, когда родители и педагоги становятся партнерами, это значит, что образовательным учреждениям нужно не только развивать эмоциональный интеллект детей, но и обучать и педагогов и родителей тому, как себя вести так, чтобы улучшать общение, эмпатию, понимание своих эмоций, управление эмоциями, использование эмоций в принятии решений и решении задач; как создать для ребенка атмосферу заботы, уважения и вовлеченности, которая будет благоприятствовать его развитию в нужном направлении и в школе и дома.

Родители, преподаватели, воспитатели, руководители учебных и воспитательных учреждений, все играют важную роль в поддержке развития эмоционального интеллекта детей.

Эмоционально-интеллектуально грамотные дети отличаются от других. Они способны понимать чувства других людей, управлять своими эмоциональными реакциями, принимать взвешенные решения, в школе им легче общаться со сверстниками, они с интересом учатся, показывают более высокие академические результаты. Развитый эмоциональный интеллект позволит подрастающему поколению принимать решения и эффективно взаимодействовать в социуме на основе рационального использования иррациональных сигналов эмоциональной среды.

Длительное время считалось, что способность детей справляться со стрессами школьной жизни либо является врожденной особенностью темперамента, либо нарабатывается путем проб и ошибок в течение длительного времени, однако, по словам Д. Карузо, профессора Йельского университета, со-основателя научной концепции эмоционального интеллекта, многие дети так никогда и не развивают в себе этот важнейший навык.

Программы развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности развивают у ребенка способности направлять эмоции в нужное русло, например, «отрицательные» эмоции могут быть полезными для ребенка: гнев усиливает способность различать сильную и слабую аргументацию, а легкая грусть может помочь проанализировать и отредактировать письменные документы.

В результате исследований, проведенных в Йельском университете, в течении 2-х лет, на протяжении которых в школах внедрялась эмоционально – интеллектуальная образовательная среда, было выявлено улучшение эмоциональной атмосферы, эмоциональной поддержки, улучшение организационной работы и успеваемости учащихся, улучшение адаптации и пр. (Brackett et al., 2013)

Данные исследования подчеркивают также важный вклад обучения «эмоциональной грамотности», развития эмоционального интеллекта ребенка для эффективного обучения и жизнедеятельности ребенка и взрослого в дальнейшем.

По результатам данных исследований:

Ученики, обладающие высоко развитым ЭИ:

  • проявляют эмпатию
  • лучше адаптируются к школе, лучше справляются со стрессом
  • устанавливают крепкие взаимоотношения с родителями и сверстниками
  • в большей степени удовлетворены своей «школьной жизнью»
  • проявляют лидерские навыки
  • менее склонны к тревоге и депрессии, более эффективно управляют эмоциями
  • академически более успешны

Ученики с низким уровнем развития ЭИ:

  • демонстрируют агрессивное поведение
  • имеют проблемы с успеваемостью, с концентрацией внимания
  • не демонстрируют интереса к учебе
  • демонстрируют опасное сексуальное поведение
  • злоупотребляют запрещенными веществами (наркотиками)
  • реализуют девиантное поведение в большей степени

Педагоги, которые обладают более развитым ЭИ:

  • более положительно воспринимают преподавание
  • в большей мере удовлетворены своей работой
  • лучше справляются со стрессом, возникающим в ходе преподавательской деятельности, работы с детьми
  • менее подвержены профессиональному и эмоциональному выгоранию

Результаты исследования атмосферы образовательного процесса (после внедрения комплексных программ развития ЭИ):

  • растет академическая успеваемость
  • ученики имеют меньше проблем с поведением
  • ученики предпочитают более сложные виды познавательной деятельности
  • ученики становятся более заинтересованы, вовлечены и довольны процессом обучения
  • отношения между преподавателями и учениками более уважительные, заботливые в классе формируется атмосфера взаимной эмоциональной поддержки
  • эмоциональный климат в общем дома, в школе и в классе становится более благоприятным

Как отмечает проф. Д. Карузо, основатель концепции эмоционального интеллекта, в реализации программ развития эмоционального интеллекта важно контролировать качество процесса обучения, данные программы должны иметь четкую научную основу развития эмоционального интеллекта и тестироваться также жестко, как и новые лекарства в фармакологии.

Для внедрения и развития эмоционально – интеллектуальной образовательной среды нужен комплексный подход:

  • Обучение педагогического состава (развитие эмоционального интеллекта педагогов и школьных психологов), передача методологии развития эмоционального интеллекта ребенка с целью создания поддерживающей среды в образовательном учреждении (школа, пансион, детские центры, оздоровительные лагеря, интернаты, детские дома), обеспечивающейся квалифицированными кадрами
  • Обучение детей (развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности детей разного возраста на протяжении всего воспитательного и образовательного процесса)
  • Обучение родителей, специальные программы для семей (повышение информированности в данной области) с целью формирования и поддержания благоприятной семейной культуры эмоционального и интеллектуального развития детей, развития и укрепления взаимодействия школы и семьи

Эмоционально – интеллектуальная образовательная среда базируется на развитии эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка:

  • Идентификация и понимание своих эмоций (понимание себя): способность точно определять свои собственные эмоции и мысли и их влияние на поведение. Это включает определение собственных сильных сторон и ограничений, обоснованную уверенность в себе.
  • Управление своими эмоциями и управление собой: способность эффективно регулировать свои собственные эмоции, мысли и поведение в различных ситуациях. Это включает управление стрессом, контроль импульсов, умение мотивировать себя и выстраивать последовательность действий в достижении личных и учебных целей.
  • Социальная компетентность, социальные навыки (идентификация и понимание эмоций других людей): способность понимать эмоции и чувства др. людей из различных сообществ, с различным происхождением, культурами, способность сочувствовать другим, понимать социальные и этические нормы поведения, роли общества, семьи, школы в социальной системе.
  • Навыки установления и поддержания взаимоотношений (управление своими эмоциями и эмоциями других людей): способность устанавливать и поддерживать здоровые, основанные на взаимной поддержке отношения с различными людьми и группами. Это включает умения слушать, взаимодействовать, сопротивляться неуместному социальному давлению; навык ведения переговоров; поведение в конфликтах — конструктивное общение и поиск взаимного выхода из него; навык просить и предлагать помощь в случае необходимости.
  • Ответственное принятие решений (навыки использования эмоций): способность принимать конструктивные решения, уважительно относиться к интересам других людей в контексте личного поведения и социальных взаимодействий. Совершать поступки с учетом этических стандартов, заботы о безопасности, социальных норм, реалистичной оценки последствий различных действий и благополучия себя самого и других.

Обладая такими навыками, молодые люди более вероятно, будут принимать здравые и ответственные решения, основанные на доброте и заботе. Кроме того, они будут избегать поведения, которое влечет негативные последствия, такое как насилие, наркомания (Greenberg et al., Brackett et al).

По мнению М. Брэкетта, директора центра развития эмоционального интеллекта Йельского Университета: «поколение детей, выросшее в здоровой эмоционально – интеллектуальной среде, которые получают новые знания наиболее конструктивным способом в нужное время, может сделать мир более приятным для жизни местом».

По материалам:

  • Brackett, M. A., Salovey, P. Emotional intelligence and social interaction/Personality and Social Psychology Bulletin, 2014
  • Reyes, M. R., Brackett, M. A., Rivers, S. E., Salovey, P. Classroom emotional climate, student engagement, and academic achievement/ Journal of Educational Psychology, 2012
  • Rivers, S. E., Brackett, M. A., Omori, M., Bertoli, M. C., Salovey, P. Emotion skills as a protective factor for risky behaviors among college students/ Journal of College Student Development, 2013

«Эмоционально — социальное образование — практика применения» — практический курс Да́виде Антоньяцца (Davide Antognazza), эксперта в области социально-эмоционального образования и развития эмоционального интеллекта детей

sel

<< Назад