Новости / 05.04.2016 /

Почему дети не используют социально-эмоциональные навыки вне школы?

к статье

Программы социально-эмоционального обучения (social-emotional learning, SEL) создаются для достижения благородных целей, и результаты показывают, что цели успешно достигаются. Повышение успеваемости, улучшение отношений с товарищами и учителями, снижение агрессивного поведения – каждый подтвердит, что внедрения SEL в школах создает взаимовыгодную ситуацию для детей и школы.

Но недавние исследования показали, что внедрение программы SEL в классе не гарантирует использования ее принципов за пределами школы. Возникает закономерный вопрос – почему? И еще более важный вопрос – какова главная цель социально-эмоционального обучения?

Если рассмотреть подходы к эмоциональной экспрессии, управлению эмоциями, эмпатии, отношениям, принятию решений и конфликтам в большинстве программ SEL, то можно сделать вывод, что они выстроены очень логично. Но… возможно, все это потому, что мы принадлежим к западной культуре, взгляды и ценности которой отражены в большинстве программ?

Недавно было запущено новое исследование, которое должно было оценить программы SEL вне зависимости от культурных особенностей. Авторы исследования проанализировали различные группы школьников в городах и сельской местности, которые обучались по одной из программ SEL. Целью было выяснить, применяют ли они полученные навыки вне школы. Результаты показали, что основное влияние на поведение детей имеют контекстуальные факторы. Например, один мальчик указал, что он не будет сочувствовать ребенку, которого дразнят другие, если этот ребенок раньше сам дразнил других. У другого мальчика возникала агрессия только на улице.

Другие факторы включали ценности и убеждения учеников – а также их представления о том, будут ли навыки SEL полезны в определенной ситуации. Например, одна девочка считает, что стратегия «быть спокойной» и глубоко дышать, когда кто-то дразнит ее, более эффективная, чем стратегия «попытаться сделать так, чтобы никто меня не дразнил».

Эти и другие примеры показывают, что при разработке программ SEL мы должны учитывать культурные факторы: ценности, убеждения по поводу эмоциональной экспрессии и социальных взаимодействий, вероятность столкновения с расизмом, предубеждениями и насилием – все они влияют на использование ребенком навыков SEL вне школы. А это означает, что мы должны существенно расширить свои взгляды на создание и преподавание программ SEL.

<< Назад