Практика / 04.07.2016 /

Учителя: меньше стресса – лучше результаты

учитель

Учителя, которые регулярно используют стратегии борьбы со стрессом, лучше справляются с требованиями своей работы и лучше учат своих учеников.

Некоторые учителя общеобразовательных школ Нью-Йорка приняли участие в программе «Развитие осознанности и психологической устойчивости работников сферы образования» (анг. Cultivating Awareness and Resilience in Education, CARE). Результаты показали, что программа положительно повлияла не только на самочувствие учителей, но и на качество атмосферы в их классах.

«Сегодня многие учителя не подготовлены должным образом к социальным и эмоциональным требованиям школы», – рассказывает Патриция Дженнингс, доцент и ведущий исследователь проекта. – «Расходуя большое количество когнитивной энергии на передачу материала урока, учителя еще и должны постоянно следить за поведением в классе. А некоторым ученикам, к сожалению, сложно бывает сосредоточиться на теме урока, не общаться со сверстниками или даже просто тихо сидеть».

У каждого учителя в таких условиях возрастает уровень тревоги, стресса, может возникнуть депрессия, эмоциональное выгорание, проблемы со сном. От учителя зависит, насколько хорошо он знает и применяет стратегии управления своим состоянием в условиях такой сложной – и когнитивно, и эмоционально – ситуации. Цель программы CARE – улучшить самочувствие учителей: помочь им развить навыки и освоить инструменты управления своим состоянием в напряженных условиях классной среды.

В течение учебного года 224 учителя из 36 начальных школ прошли пять тренингов, каждый из которых длился шесть часов. Между тренингами учителя получали индивидуальные консультации по телефону – две консультации по полчаса за две недели. Программа включала: информацию по развитию эмоциональных навыков; инструменты развития осознанности и снижения стресса для концентрации внимания и выработки безоценочных суждений; инструменты формирования навыков слушания и внимания для развития эмпатии и сочувствия.

«Мы знаем: когда учителя осознают в какой-то момент, что уровень стресса повысился, это осознание позволяет им соответствующим образом среагировать – принять меры по снижению стресса», – говорит Дженнингс. – «А когда уровень стресса у учителя уже снизился, он может выбрать наилучший способ общения с классом или с конкретным учеником». Результаты исследования показали, что у учителей, которые участвовали в программе, атмосфера в классах была более эмоционально комфортная по сравнению с другими классами. Общение в таких классах протекало на более положительном фоне, а учителя проявляли больше внимания к нуждам своих учеников, чем учителя из контрольной группы. Также исследование показало, что обучение в таких классах стало более продуктивным. Учителя, участвующие в программе, более эффективно использовали время для объяснений, благодаря чему ученики быстрее вовлекались в учебную деятельность.

Это исследование показало, что психологическое обучение и развитие учителей необходимо для профилактики эмоционального выгорания учителей, улучшения атмосферы в классе и повышения эффективности обучения.

По материалам Audrey Breen

Читать другие статьи из раздела «Практика»

Что купить

Детские программы

<< Назад