Что почитать / 04.07.2016 /

Нужен ли нам страх?

страх3

Любой взрослый человек может вспомнить свои детские страхи – оставаться одному, заходить в темные помещения, визиты к докторам… Наверняка многие прятали свой страх – чтобы не быть высмеянными и не прослыть трусами. Интересно, что дети прячут страхи не только от своих сверстников, но и от значимых взрослых, мнение которых особенно важно для любого ребенка. Вопрос вот в чем: правильно ли это – скрывать свой страх? Помогает ли это побороть его? Или это приводит только к повышению стресса у ребенка? Однозначно, надо показывать и объяснять малышам, что бояться – это нормально, и ничего стыдного в этом нет. Но нездоровые страхи надо прорабатывать – опять же показывая и объясняя ребенку, что его страх безоснователен, что в данном случае ему не угрожает опасность. Но что значит нездоровый страх? И неужели страх – это что-то нужное?..

Страх1

В продолжение цикла статей о мультфильме «Головоломка» рассмотрим подробнее одного из главных героев – эмоцию Страх. Напомним, что по сюжету мультфильма 11-летняя девочка Райли переезжает с родителями жить на новое место, где ей все кажется неприветливым и чужим. В этот сложный и для родителей, и для самой Райли период, мы «изнутри» наблюдаем за ее переживаниями и эмоциональными причинами поступков и поведения. Во внутреннем мире Райли нас приветствуют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Брезгливость (Отвращение), Страх и Гнев. В первые же минуты фильма эмоция Радость, которая руководит всеми остальными эмоциями и от имени которой ведется рассказ, представляет Страх так: «Это Страх. Он смотрит, чтобы с нашей Райли ничего не случилось». И действительно, именно Страх управляет поведением девочки – например, заставляет ее остановиться перед проводом, чтобы не споткнуться о него – когда ей угрожает какая-то опасность. По мере взросления Райли развивается и эмоция Страх: перед первым днем в новой школе Страх приносит огромную стопку бумаг с перечислением возможных опасностей, которые грозят девочке, но говорит, что реальных угроз – всего несколько, а остальные маловероятны. Также Страх активизируется, когда Райли принимает решение уехать из нового недружелюбного города обратно – к друзьям, хоккею и радостным событиям. Страх понимает, что это – глобальная опасность, и бьет тревогу… но проигрывает Гневу, который в своем пылу затмевает доводы всех других эмоций, и в итоге Гнев руководит действиями девочки. Когда обстановка во внутреннем мире становится совсем кризисной, Страх не боится показаться трусливым: «Пусть это трусливый поступок, зато трус вы-жи-ва-ет!»

страх2

В мультфильме не показаны быстрые реакции, свойственные для эмоции страха – «бей или беги». Возможно, если бы главный герой был мальчиком, то такие реакции тоже были бы продемонстрированы. Ведь мудрая природа не просто так предусмотрела эмоцию страха у людей: эта эмоция, как и другие базовые эмоции, в ходе эволюции помогала нам выживать и развиваться. И сейчас, когда мы уже не должны регулярно бороться за свое физическое выживание, страх может обеспечить нам информацию об опасности для нашего благополучия. Физиологически эмоция страха проявляется в выработке гормона адреналин, который усиливает сердцебиение и вызывает сужение сосудов мышц – а все это позволяет нам быстро среагировать на опасность и стать на время быстрее и сильнее.

При рассмотрении физиологической реакции страха есть смысл вернуться к началу статьи и еще раз рассмотреть вопрос о том, почему вредно скрывать страх. Если человек скрывает страх, не прорабатывая и не избавляясь от него, то продолжительная выработка адреналина интенсифицирует белковый обмен, что приводит к усталости и истощению. Причем это не только физические проявления: эмоционально человек тоже истощается, потому что мозг расходует много энергии на постоянное переживание страха. С проблемой эмоционального истощения на почве постоянного страха сталкиваются как взрослые, так и дети. У детей такое истощение может иметь весьма серьезные последствия, поскольку оно мешает им нормально и полноценно развиваться.

Кстати, говоря о мультфильме «Головоломка», нужно отметить, что страх показан вполне реальным – таким, какой он «живет» в каждом из нас. Вот несколько примеров этому:

страх4

• в новом окружении страх активизируется, потому что Райли (как и все мы) боится быть отвергнутой в социальном плане. Мы стремимся быть в обществе, быть частью коллектива, но в новой обстановке могут появиться тревога и неуверенность. Особенно актуально это для детей и подростков;

• иногда полезно бывает немного слукавить с самим собой, чтобы не зацикливаться на пугающем событии / явлении / предмете, особенно если Ваш страх не имеет под собой реальных оснований. Так, Страх говорит Радости: «Хорошо, что ты мне сказала, что землетрясений не бывает, а то бы я умер от страха!» Конечно, этим не надо злоупотреблять, поскольку может сформироваться полное отрицание наличия угрозы, но иногда – это отличный способ справиться с нездоровым страхом;

• если мы знаем и ожидаем чего-то, то оно уже не кажется таким уж страшным – так, Страх даже немного скучает при просмотре «страшного» сна, когда Радость и Печаль стараются разбудить Райли, потому что ему известны все стандартные пугающие события снов, которые видит девочка. Так происходит и с нами – привычные вещи (такие, как визиты к врачу) со временем перестают пугать нас;

• Страх в какой-то момент облегченно заявляет, что «невероятно, но мы остались живы!» В этом он весь – ведь он служит для обеспечения безопасности Райли, как и все наши страхи служат для того, чтобы нас защищать.

Итак, страх помогает нам мобилизовать свои ресурсы для борьбы с опасностью или ее избегания. Эмоция страха дает нам информацию о том, что может навредить нашему благополучию. И если прислушиваться к страху, то можно сделать свою жизнь более спокойной и безопасной.

Наша программа развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка нацелена на то, чтобы ребенок развивался гармонично и полноценно, понимал и использовал информацию, содержащуюся в эмоциях, умел управлять своим эмоциональным состоянием и адекватно выражать самые разные эмоции – включая и страх.

Татьяна Киселева – к.психол.н., руководитель проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка Международного центра КТК

Дарья Михайленко – методист-психолог проекта развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка Международного центра КТК

Читать обзорную статью о мультфильме «Головоломка»

Читать статью об эмоции Печаль

Что купить

Детские программы

<< Назад